Найти в Дзене
Цитаты истории

Черная икра как приговор: Почему в 1980-х пересажали всю верхушку московских гастрономов

В восьмидесятых годах прошлого века в стране часть продуктов стало дефицитным товаром. Это коснулось и крупнейших городов во главе с Москвой. В столице продукты стали определенным символом в гражданском обществе. У горожан появился особый язык, где присутствовали слова «достать», «блат», через знакомых» или «по записи». Центральные торговые точки в своем ассортименте имели довольно много продукции, чем провинциальные. Поэтому они находились в центре торговой системы Советского Союза. Все директора московских гастрономов были «неприкасаемыми» до прихода к власти Юрия Андропова. Потом правила кардинально изменились. Почему в этот период времени пересажали всю верхушку столичных крупнейших магазинов? С осени 1982 года чекисты начали широкомасштабное уголовное расследование в торговой сфере, которое было связано с коррупционными махинациями. Следователи быстро установили виновных: руководителей торговых точек с их партийными покровителями. Милиция осталась в стороне от этой операции в стол
Оглавление

В восьмидесятых годах прошлого века в стране часть продуктов стало дефицитным товаром. Это коснулось и крупнейших городов во главе с Москвой. В столице продукты стали определенным символом в гражданском обществе. У горожан появился особый язык, где присутствовали слова «достать», «блат», через знакомых» или «по записи».

Центральные торговые точки в своем ассортименте имели довольно много продукции, чем провинциальные. Поэтому они находились в центре торговой системы Советского Союза. Все директора московских гастрономов были «неприкасаемыми» до прихода к власти Юрия Андропова. Потом правила кардинально изменились. Почему в этот период времени пересажали всю верхушку столичных крупнейших магазинов?

Теневая торговля в государственной опале

С осени 1982 года чекисты начали широкомасштабное уголовное расследование в торговой сфере, которое было связано с коррупционными махинациями. Следователи быстро установили виновных: руководителей торговых точек с их партийными покровителями. Милиция осталась в стороне от этой операции в столице.

В последний день октября 1982 года арестовали на работе руководителя Елисеевского гастронома Юрия Соколова. Задержанный был не только фронтовиком, награжденный орденами и медалями, но и деловым человеком. Он превратил свой магазин в место, где продукты были в изобилии.

-2

Уникальная схема в борьбе с дефицитом

Чтобы дефицитная продукция оказалась в гастрономе, Соколов «платил» главе Главмосторга Трегубову деньги в виде взятки. За распределение ресурсов начальник брал определенную долю.

В Елисеевском регулярно занимались нелегальным списанием, когда одна треть товаров попросту уходила «налево» или на стол к партийным чиновникам и другим влиятельным и популярным лицам. Каждый месяц все отделы должны были давать деньги директору. Суммы доходили до трехсот рублей. Доход приносили и другие махинации, когда обвешивали, уменьшали вес гирь или просто завышали стоимость.

Общая выручка гастронома выросла в три раза. С этого времени прибыль в год стала составлять 90000000 рублей. В ходе обыскных мероприятий у директора гастронома обнаружили наличные в кабинете и на даче облигации на крупную сумму. Арестованный начал давать признательные показания, надеясь на смягчение приговора. Он предъявил тетрадку, где были записаны все незаконные операции по ведению торговли с именами и суммами.

-3

Цепная реакция

Аресты последовали в большом количестве среди руководителей столичной торговой сферы. Были отправлены в тюрьму несколько директоров центральных магазинов (Филиппов, Тверитинов и другие) и начальники торгового ведомства, в том числе и Трегубов.

Сергей Наниев, который был руководителем гастронома «Смоленский» не дождался своего ареста. Он завершил свою жизнь самоубийством. Уголовные дела заводили не только на директоров, но и на заведующих отделами и базами. Всего было возбуждено их около пятнадцати тысяч только в Москве. Несколько сотен человек оказались за решеткой за коррупционные махинации и хищения. Длительные сроки получила почти вся верхушка столичной торговли. Суд не учел признательные показания Соколова. Его расстреляли в 1984 году, а имущество все конфисковали.

Почему взялись за руководителей торговых точек в Москве? Ответ очевиден. Андропову не понравилась коррупционная схема в этой сфере. Поэтому была проведена «чистка» среди руководителей магазинов.

-4

А что думает читатель по этому поводу? Нужно ли было наказывать за изобилие в столичных гастрономах, когда в стране был дефицит продовольствия и других товаров?

Друзья, не забывайте подписываться на мой канал! Впереди много интересных и увлекательных публикаций!