Согласна, интимное стихотворение Евтушенко тут не совсем в тему. А что в тему? Шепот! Почему мы сейчас вместо разговора во весь голос начинаем шептать, почему тихонько пишем письма сами себе и как теряем память. А что потом? А ничего хорошего, если ситуация не изменится.
Поздравления себе
Представьте себе ситуацию: вы хотите поздравить кого-то с праздником, неважно с каким. И как вы это сделаете? Вот, вы пишете письмо, отправляете его себе, получаете, читаете его у себя дома. Всё. Можно поставить галочку – человек осчастливлен.
Примерно так поздравляли с Днем печати работников средств массовой информации сотрудники разных министерств, ведомств и организаций. Они размещали свои поздравления в своих соцсетях. То есть, чтобы получить поздравления, сотрудники СМИ должны были заходить на странички этих организаций. И не факт, что получат, потому что разные другие новости, которые организация сочтёт важными, быстро сдвинут эти поздравления куда подальше.
Смешно? Да. Допустим у вас день рождения, но к вам никто не приходит. Все ждут, что вы сами к ним придете. А когда придете, вас поздравят, может быть, пожмут руку и отправят обратно, даже не угостив кофе. А может, и не поздравят, может, перейдут к другим своим делам. И вы продолжите обход знакомых, собирая поздравления.
Скажете, что нормальные люди так не делают? Да нет же, делают! Именно так все сейчас и делают. Тихонько поздравляют всех, сидя у себя «дома» - на своих страничках. Раньше приходили в редакции с тортами и цветами, поздравляли «живьём». Сейчас – только шепотом. Сами для себя.
Если вы руководитель какой-то организации, вы сейчас можете возмутиться: СМИ много, пока всех оббегаешь, намучишься. Ага. А то, что сотрудники СМИ регулярно оббегают всех, в том числе и вашу организацию, вы уже забыли. Хотя, может быть, и не совсем забыли – наградили какой-нибудь ведомственной наградой. Очистили совесть, так сказать. Впрочем, и за этой наградой журналисты тоже пришли сами. Ну, все же так делают: в свой день рождения обходят друзей, может, кто-то и сделает подарок… Да, чистый сюр. Но это – наша нынешняя жизнь.
Если кто-то интересуется, то я сейчас в лучших традициях нынешней жизни, сидя у себя дома, шёпотом поздравила разных людей с разными праздниками: и со Старым Новым годом, и с Крещением, и с днями рождения… Вы не услышали? А зря. Пришли бы ко мне и услышали.
И вот точно такое же с рекламой. Человек заводит страничку в соцсетях, где рекламирует свой товар. А откуда я узнаю, что у него есть эта страничка, и что у него вообще есть этот товар? Искать нужную вещь в интернете? Ну да, все так делают. И, скорее всего, выйдут не на ваш магазин, а на один из крупных маркетплейсов. И закажут товар с доставкой. А торговец со своей рекламой шёпотом останется ни с чем.
Утерянное время
Интернет дает кучу возможностей. Пользоваться им легко и приятно. Особенно для просмотра новостей: вот же все – с пылу с жару. Но он же может стать и уничтожителем этих новостей. Да и самой истории.
Следим за пальцами. Раз – все новости быстрее всего отражаются в интернете.
Два – печатным СМИ нет смысла публиковать эти новости, потому что о них уже все узнали гораздо быстрее, чем требуется время на публикации в газетах.
Три – в печатных СМИ больше появляется аналитического материала, какой-то информации, вызывающей постоянный интерес, но только не новостей.
Четыре – электронные ресурсы никогда и не занимались сохранностью информации, им важнее выложить свежие новости, которые быстро становятся старыми. А вот куда именно деваются «старые новости», трудно сказать. Может, специалисты знают. Но их найти невозможно по разным причинам. Может, что-то с доменом случилось, может, какие-то сайты прекращают работать. Или в дело вступил закон. И поисковые системы не показывают: ссылки на ресурсы, включенные в единый реестр запрещенной информации Роскомнадзора; ссылки на копии сайтов, владельцы которых допускают нарушения авторских прав, список копий сайтов ведет Минкомсвязи; ссылки на сайты, в отношении которых Роскомнадзором было принято решение о запрете поисковой выдачи. В общем, информация, размещенная в интернете, может исчезать. Или её могут изменить те, кто её выложил.
Что останется от событий нашего времени для потомков? Да что угодно! Что сочтут нужным оставить те, кто будет в то время формировать общее представление о политике и истории в целом.
Что, например, останется о работе ОНФ, по крайней мере регионального штаба в Туве? Только то, что было зафиксировано на бумаге, в газетах. Может быть, кто-то сейчас сидит и пишет книгу о работе ОНФ в Туве? Вряд ли. Было много информации в ватсапе. Где он сейчас? Нет его. Сейчас вся информация идет в «телеграмме». Пока все сохраняется, но время от времени появляются пугающие новости, что и его могут закрыть. Как запрещеннограмм. И всё ведь пропадет. Ну ладно, придет «Макс». А надолго ли?
В общем, полной и достоверной картины наших дней у следующего поколения не будет. Неоткуда будет взять факты, кроме тех, которые каким-то образом попадут в печатные издания, будь то книги, журналы или газеты.
Идем в библиотеку
Просто так идем, чтобы посмотреть на сохранность исторических фактов прошлых лет. Да, всё (или многое) уже сохраняется в книгах. Но… Да, и в книгах бывают противоречия. Возьмём то, что у всех на слуху, то, о чём мы много раз говорили в прошлом году юбилея Победы. Ну а конкретно – помощь Тувы фронту. «История Тувы» (1964 год, «красная»): на фронт было отправлено 40 тыс. боевых коней, «колхозам Киевской области – 26.572 телки», «История Тувы» (2007 год, «зеленая»): 50 тысяч боевых коней, «освобожденным районам Украины передано более 27 тыс. молодых коров». Википедия: 50 тыс. боевых коней, «освобождённой УССР было подарено 27,5 тысяч тувинских коров».
Ну да, поголовье телок постепенно выросло на тысячу голов. Но с книгами еще можно разобраться при помощи газет. Какие фокусы при этом выделывают интернет-ресурсы – дело особое, логине не поддается. Хотя ошибки и расхождения можно понять. Где-то не разобрались с акша и рублями, где-то – с пудами и килограммами, где-то не стали вникать в цифры вообще. На вполне уважаемых сайтах пишут, что из тувинских добровольцев вернулось на родину только 230 человек (а ведь добровольческий эскадрон – всего 208 человек, плюс 11 танкистов).
В общем, сейчас разберёмся с помощью газет в библиотеке. А нет, не разберемся. В Национальной библиотеке Тувы им. А. С. Пушкина подшивки газет только с 1970 года. Конечно, там были и более ранние выпуски, но они как-то не сохранились. То есть, их в свое время не переплели, вот и нет газет.
Можно пойти в Национальный архив. Но… в общем, не все номера сохранились.
Предшественник «Тувинки» - «Красный пахарь» издавался с 1924 года, в архиве — с 1929, затем была газета «Вперёд», есть номера за 1932-1937 годы, за 1940 и 1942. Сама «Тувинская правда» сохранилась, но тоже не вся. Вандалы вырезают некоторые статьи и в библиотеке, и в архиве. В общем, какой-то (и немалый!) пласт истории мы потеряли, при том, что все-таки тогда новости публиковали. А документы сохраняли. Или старались сохранить. Более-менее кусок истории отследить можно.
Когда газеты были газетами…
Интересная история происходила с газетой «Плюс Информ». Интернет уже был, но газета по-прежнему ещё много внимания уделяла новостям, текущим событиям. Хотя уже и выкладывала все на своем сайте. Итог: сайта давно уже нет, но библиотека сохранила бумажные выпуски.
Причем, есть одна характерная особенность. Газеты «Тува ТВ Информ», «Плюс Информ» и «Твой Информ» - это разные издания. В смысле разные учредители и владельцы. Общее у них одно – сотрудники, корреспонденты, которые как раз и пишут материалы. Работники библиотеки, вероятно, по этому принципу и разместили газету на одном стеллаже. Туда же попала и газета «Тува ТВ», хотя это все же другое издание, но с похожим названием. В общем, кому надо – разберётся. В любом случае информация сохраняется.
Библиотека бережно сохраняет и уже исчезнувшие СМИ, вроде «Тувинского экспресса», «Тувинского курьера» или «Эфира», и районные газеты, в том числе и те, которые в силу разных причин выходят не всегда регулярно. Но все же тоже дают общую картину жизни Тувы.
Что произойдет, когда все печатные СМИ перейдут в интернет? Ну, конца света не будет. Будет конец истории. Навести справки о чем-либо станет невозможным. Цифры и факты станут абсолютно «плавающими». Конечно, в архивах останутся официальные материалы, но вот причины, по которым выносили те или иные решения, распоряжения и приказы, можно будет лишь додумывать. Или реконструировать тем или иным способом, как мы сейчас более-менее можем реконструировать историю Древнего Египта по отрывочным сведениям, по расшифрованным надписям.