Народная мудрость гласит, что всех денег не заработать. Однако в старину говорили иначе.
«Богаче Строгановых не будешь»,
– вот как звучала эта расхожая истина до революции, когда уральские промышленники Строгановы были одними из богатейших людей Российской империи. Начавшие свой путь еще при Иване Грозном, вскоре они прославились на все Прикамье, а потом и стали знаменитыми по всей России.
Они показали себя верными государевыми людьми. Строили и благоустраивали храмы, и до сих пор известна Строгановская иконописная школа. Они же собирали Ермака в поход на Сибирское ханство. Василий Шуйский дал им право писаться по имени-отчеству, а не «такой-то такого-то сын», то есть сделал их «людьми именитыми».
Петр Первый пожаловал их баронским титулом. Позднее они стали графами и даже породнились с императорской фамилией через женитьбу Григория Александровича Строганова на дочери Николая Первого, великой княжне Марии Николаевне.
И вот эти почти всемогущие Строгановы одно из своих владений – летнюю дачу на высоком берегу Яузы, которая была устроена еще в 1751 году действительным камергером, генерал-поручиком Сергеем Григорьевичем Строгановым, сыном сподвижника Петра Первого…
…Продали купцам Алексеевым
И совсем не потому, что дела фамилии пошатнулись. Просто недвижимость в ту пору часто переходила из рук в руки. И с легкостью перестраивалась, меняя облик и стиль архитектуры, всегда стараясь следовать моде и вкусам каждого нового владельца. Ни о каком «сохранении исторического объекта» в те далекие времена никому и мысли в голову не приходило.
Последним владельцем усадьбы до ее продажи Алексеевым был Павел Александрович Строганов, друг Александра Первого и член его Негласного комитета. А выстроил ее во второй половине восемнадцатого века архитектор Родион Родионович Казаков. По крайней мере, существует такое предположение, хотя полной уверенности на сей счет у историков нет. В то время как особняк на Большой Алексеевской улице, в котором родился Константин Сергеевич Алексеев, будущий Станиславский, действительно создал именно он, перестроив стоявший там старый дом.
В народе этот ампирный особняк, расположившийся на крутом склоне высокого берега реки Яузы, отчего-то иногда называют «дворцом Разумовского». И это притом, что ни один Разумовский никогда не имел с ним ничего общего.
Вступив в права владения, Алексеевы реконструировали дачу, надстроив центральную часть дома до двух этажей и добавив боковым крыльям антресольные полуэтажи с торцов и с северной, дворовой стороны, оставив южную, парадную сторону одноэтажной.
Парадный фасад обзавелся торжественным коринфским портиком,
(9 фото)
а окончания крыльев украсили сложные портики ионического ордера – по краям от четырех круглых колонн разместились две квадратного сечения и по две ионические пилястры во внутренних пространствах портиков.
(4 фото)
Дворовый фасад выглядел скромнее, но зато он имел выход к реке и, пожалуй, вид из задних окон был куда интереснее. По крайней мере, в те времена.
(12 фото)
Еще одна реконструкция дома случилась в 1859 году.
А возле усадьбы новые владельцы…
…Выстроили текстильную фабрику
Было бы странным ожидать от столь предприимчивых людей, как купцы Алексеевы, что они ограничатся лишь золотыми и серебряными нитями и фурнитурой. Даром что Семен Алексеевич Алексеев лично объехал едва ли не все московские монастыри и храмы, демонстрируя настоятелям свою продукцию. Мало какое церковное облачение обошлось в те годы без алексеевской золотой канители.
Здесь, по другую сторону обширного парка, к югу от усадебного дома, устроили ткацкий корпус.
Поначалу это была пара деревянных зданий, которые в 1850-е годы заменили на одно каменное, длиной в 120 метров. Первоначально фабричный корпус был двухэтажным, с редкими небольшими окнами примерно через каждые 5-7 метров, и не имел особых украшений.
Как бы то ни могло показаться удивительным, но сегодня это здание выглядит во много раз привлекательнее и наряднее, чем в девятнадцатом веке. К моему большому сожалению, территория закрыта и попасть на нее, чтобы рассмотреть все как следует вблизи, затруднительно. Поэтому все фото сделаны из-за ограды и ворот. Но тут уж что есть, то есть.
(3 фото)
Фабрика здесь просуществовала до 1870-х, после чего на ее месте расположились таможенные склады. А производство, по всей видимости, переместилось на Малую Алексеевскую улицу, где как раз строились новые цеха.
Таможне территория принадлежала вплоть до 1920-х, а в 1930-е годы началась новая реконструкция здания. Оно приобрело третий этаж и декор в стиле классицизма. И то сказать, настала эпоха постконструктивизма, предтечи сталинского ампира.
По центру с юга появился ризалит с коринфским портиком, увенчанным треугольным фронтоном, и такой же портик, но без ризалита, с севера – лицом к теперь уже бывшему усадебному дому.
(7 фото)
Перестройка здания под административные нужды растянулась больше чем на десять лет и завершилась уже после Великой Отечественной.
В 2017-2018 годах бывшую ткацкую фабрику «строгановских» Алексеевых отреставрировали, и сегодня этот корпус служит как офисный центр. А вот усадебный дом, что расположился на высоком берегу Яузы, пока еще только ждет реставраторов. А занимает его сегодня Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино», или сокращенно МИТРО.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
Напоминаю также о канале Тайного фотографа Москвы в мессенджере MAX:
https://max.ru/secret_photograph
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!