Найти в Дзене
Всемирная история

Куда пропали танки Сталина?

Долгое время советские историки обходили стороной тему количества танков, находившихся на вооружении Красной Армии. Указывалось, что производство Т-34 и КВ началось лишь в конце 1940 года. По этой причине к началу войны Красная Армия имела эти модели в ограниченном количестве. Современные историки говорят, что к 22 июня 1941 года Красная Армия насчитывала 24 300 танков. Аналогичное количество называет и печально известный Виктор Суворов. Советская разведка в свое время докладывала, что вермахт может выставить порядка 10 тыс. танков, и это без учета союзников. Кроме того, по оценкам бронетанковой промышленности Германии, в течение года вермахт могли пополнить еще 20 тыс. машин. При этом не следует забывать, что советская бронетехника была рассредоточена на огромной территории. По данным Д. Шеина, в западных округах насчитывалось 14 тыс. танков. И тут возникает вопрос, почему руководство СССР не поддержало идею Тухачевского о создании на границе танкового барьера? В 1927 году он выступил

Долгое время советские историки обходили стороной тему количества танков, находившихся на вооружении Красной Армии. Указывалось, что производство Т-34 и КВ началось лишь в конце 1940 года. По этой причине к началу войны Красная Армия имела эти модели в ограниченном количестве.

Современные историки говорят, что к 22 июня 1941 года Красная Армия насчитывала 24 300 танков. Аналогичное количество называет и печально известный Виктор Суворов. Советская разведка в свое время докладывала, что вермахт может выставить порядка 10 тыс. танков, и это без учета союзников. Кроме того, по оценкам бронетанковой промышленности Германии, в течение года вермахт могли пополнить еще 20 тыс. машин. При этом не следует забывать, что советская бронетехника была рассредоточена на огромной территории. По данным Д. Шеина, в западных округах насчитывалось 14 тыс. танков.

И тут возникает вопрос, почему руководство СССР не поддержало идею Тухачевского о создании на границе танкового барьера? В 1927 году он выступил с идеей строительства 100 тыс. танков. Причем сделать это необходимо было в течение года, максимум двух. Вы только представьте масштаб строительства. Это при том, что в 1944 году, на который пришелся пик танкового строительства, ведущие страны, все вместе, не произвели 100 тыс. А вот что ответил на это Ворошилову Сталин:

Этот план нарушает в корне всякую мыслимую и допустимую пропорцию между армией как частью страны и страной как целым… План сбивается на точку зрения «чисто военных людей», нередко забывающих, что армия является производным от хозяйственного и культурного состояния страны… Анализ заменен в нем «игрой в цифири», а перспектива роста Красной Армии – фантастикой. Осуществить такой «план» – значит наверняка загубить и хозяйство страны, и армию. Отрадно, что Штаб РККА… ясно и немедленно отмежевался от плана Тухачевского.

Сильно завышено и качественное превосходство советских танков над немецкими. На их боеспособности сказались износ механизмов и отсутствие запчастей на уже снятых с производства танках. В то же время немецкие танки отличались большой долговечностью и надежностью.

Но вернемся к имеющимся накануне войны 24 тыс. танков, которым, как выяснилось, противостояло 3300 немецких. В июне 1941 года произошло одно из крупнейших, если не самое крупное танковое сражение Второй мировой войны. На рубеже Дубно-Луцк-Броды сошлись 3 тысячи советских и 800 немецких танков. Именно в этом сражении немцы впервые столкнулись с новыми Т-34. Но Красная Армия проиграла то сражение. Сказались проблемы тыла, несогласованность действий и нехватка боеприпасов. Кроме того, немецких танкистов поддержали силы люфтваффе. Поэтому количественному преимуществу СССР в танках немцы противопоставили отличную боевую выучку, слаженность действий и взаимодействие разных родов войск.

5 июля 1943 года началось грандиозное сражение на Курской дуге. Красная армия понесла огромные потери, но победила. Вот что писал о тех днях Герой Советского Союза Евгений Шкурдалов:

Боевые порядки перемешались. От прямого попадания снарядов танки взрывались на полном ходу. Срывало башни, летели в стороны гусеницы. Стоял сплошной грохот. Были мгновения, когда в дыму свои и немецкие танки мы различали только по силуэтам. Из горящих машин выскакивали танкисты и катались по земле, пытаясь сбить пламя.

Именно с этой битвой связан еще один живучий миф. В СССР любили рассказывать о 700 немецких танках, наступавших под Прохоровкой. Только столько танков было всего в расположении Эриха фон Манштейна. Под Прохоровкой же наступал 2-й танковый корпус СС, в который входили дивизии «Мертвая голова», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и «Дас Райх». А вот они все вместе насчитывали 211 танков и 124 самоходки. А вот новейших «Пантер» не было вообще.

Но как бы то ни было, наши деды одержали победу и навеки вписали свои имена в героическую историю нашей Родины.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм и MAX