В ноябре 2025 года один из авторов этих дневников — Елена Свиридова — представила в музее-заповеднике «Поленово» выставку живописи «Забытые сказки». Но так случилось, что вернисаж мы не устраивали, и даже репортаж не делали, так как у Лены после развески не получилось сфотографировать экспозицию из-за контрастного точечного света. Одновременно в Тульской научной библиотеке проходила другая выставка Елены, на открытии которой мы встретились с друзьями, выразившими интерес и желание посмотреть выставку в Поленово, а главное отвезти туда нас! Правда поездку пришлось отложить аж на третью субботу нового года, зато мы приехали в настоящую зимнюю сказку — Поленово встретило нас крепким морозом и сверкающим снегом. Красота началась уже на парковке — едва вылезли из машины, начали фотографировать заснеженные сосны.
В Поленово есть специфика — билеты в дом-музей и на выставки в других строениях усадьбы надо покупать за её территорией — рядом с парковкой. Так что мы первым делом отправились в кассы, где купили билеты в Большой дом и на выставку в Фахверке. По идее на выставку Елены в Адмиралтействе тоже надо было взять бесплатные билеты, но нас об этом не предупредили, а позже нам повезло попасть туда и без них.
К Большому дому ведёт красивая сосновая аллея, и мы, конечно же, увлеклись фотографированием чудесных зимних пейзажей.
Настолько, что чуть не опоздали в дом-музей к нашему сеансу. Трудно поверить, что лес этот в имении — рукотворный. Василий Дмитриевич выменял у крестьянской картели пустынный песчаный холм над Окой и позднее сам высаживал здесь сосновый парк.
Имение получило название «Борок», и первым в нём был построен Большой дом (1890–1892). Дом создавался по проектам самого художника и до сих пор сохранил свой первоначальный вид: деревянный, трехэтажный, с белыми стенами, на каменном фундаменте. Хозяин строил его для себя, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам. Главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать.
Всё пространство первого этажа одновременно и жилое, и художественное, музейное. Декор каждого помещения — роспись, мозаика, витражи — был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нём разместить. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника. Во всех комнатах первого этажа — большие итальянские окна с чёрного цвета рамами, создающие впечатление обрамленного пейзажа за окном. Огромные окна делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Показать взаимосвязь и неделимость двух миров изначально входило в замысел архитектора-пейзажиста.
Все комнаты дома имеют названия, данные им Поленовым, и очень традиционные для старых усадеб. Первый этаж сохранён в том виде, как создал его Поленов, а экспозиции комнат второго этажа, посвященные его творчеству, устроены его детьми.
Экскурсия начинается с Портретной комнаты: в память о близких людях, в память о предках. Поленов создает её в доме после смерти матери и младшей сестры Елены Дмитриевны. Поленовы — костромские жалованные дворяне: «Предки служили в разных походах в начале XVII столетия и за службу были награждены «поместными окладами».
Основатель этого рода — Алексей Яковлевич Поленов (1738–1816) — первый русский просветитель и законовед. Для герба своего рода он выбрал символичное изображение: излом ствола погибшего дуба, от корня которого начинается новая жизнь — молодые побеги. В этом образе была заложена мысль о сохранении через традиции связи поколений. Старший сын А.Я.Поленова — Василий Алексеевич (1776–1851) — член Академии наук по отделению русского языка и словесности, член Общества истории и древностей российских. Его главной заслугой перед Отечеством было создание Государственного Архива иностранных дел, которым он и управлял всё время своей службы. Его сын — Дмитрий Васильевич (1806–1878) — член-корреспондент Академии наук, историк, археолог, известный библиограф, и был отцом художника. В Портретной есть две коллекции, которые были любовью и гордостью Василия Дмитриевича Поленова: это древнегреческая и древнеегипетская коллекции, привезенные в 1835 году из Греции его отцом. Дмитрию Васильевичу было всего 26 лет, когда он был назначен секретарём Русской миссии в Афинах. в Греции он прожил четыре года. Сам В.Д.Поленов бывал и в Египте, и в Греции, и дополнил коллекции отца своими личными находками.
Все Поленовы, в большей или меньшей степени, обладали художественными дарованиями: и юристы, и медики, и моряки, и биологи — почти все рисовали и музицировали. Начало этой традиции было положено прадедом В.Д.Поленова — известным русским архитектором, инженером, художником, музыкантом, поэтом, переводчиком античной поэзии, академиком Николаем Александровичем Львовым (1751–1822). Он состоял в родстве с известным русским поэтом и государственным деятелем Г.Р.Державиным: они были женаты на сёстрах. Рано осиротевшие дочери Львова воспитывались в семье своей тетушки Д.А.Державиной; в её доме она и познакомилась со своим будущим мужем полковником А.В.Воейковым (1778–1825) — героем Отечественной войны 1812 года. Его портрет, написанный английским художником Джорджем Доу, находится в военной галерее Зимнего дворца. Для своего дома Поленов сделал копию с этого портрета, написав деда в штатском.
В шкафчике рядом, кстати, есть трофей полковника — фужер из сервиза Наполеона.
Вера Николаевна — бабушка В.Д.Поленова: «бабаша» — как её называли внуки, знала французскую и русскую литературу, почти наизусть помнила некоторые главы из «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина. Детские годы, проведенные в имении «Ольшанка» Тамбовской губернии, как и личность самой Веры Николаевны, оказали огромное влияние на склад характеров и на творческие устремления и Василия Дмитриевича и его сестры Елены Дмитриевны. Великолепный портрет Веры Николаевны работы И.Н.Крамского (1876) украшает Портретную, и, по мнению В.Д.Поленова — это один из лучших портретов в творчестве Крамского.
Великолепной художницей была и мать Василия Дмитриевича — Мария Алексеевна (1816–1895). На развитие её таланта большое влияние оказали частные занятия рисунком с академиком К.А.Молдавским, учеником Брюллова. Основным жанром её творчества стал графический портрет. В экспозиции комнаты портреты близких людей: мужа, братьев, детей...
В.Д.Поленов говорил, что любовь к живописи он унаследовал от матери. Она же была и его первым учителем живописи и рисунка. Именно Мария Алексеевна, рано заметив художественные дарования своего сына, для серьезных занятий пригласила в дом учителя, в будущем прославленного педагога, Павла Петровича Чистякова. Чуть позже для подрастающей младшей дочери, у которой проявилось не меньше способностей, был приглашен для уроков рисунка Иван Николаевич Крамской.
В Портретной — живописные произведения, созданные в усадьбах, связанных с жизнью многих поколений Поленовых: интерьеры и пейзажи в Имоченцах; церковь в Ольшанке, виды Введенского и Абрамцева.
Нынешняя «Портретная» и похожа, и непохожа на ту давнюю комнату — её облик меняется со временем, но мемориальности это не нарушает. Портреты Наталии Васильевны (1858–1931, талантливой художницы, родственницы С.И.Мамонтова, двоюродной сестры К.С.Станиславского) и Василия Дмитриевича Поленовых появились в экспозиции уже после смерти хозяев дома; совсем недавно добавились фотографии пятерых детей Поленовых…
В частном доме «русский стиль» старались использовать для столовых, готический — для кабинетов и библиотек. Поленов верен этой традиции. Столовая в его доме — музей декоративно-прикладного и русского народного искусства.
Интерьер этой небольшой и уютной комнаты переносит посетителя в эпоху московских Вербных базаров и Грибных рынков, на которых эти вещи и приобретались. Крестьянская утварь, глиняные и деревянные игрушки — изделия мастеров Московской, Архангельской, Нижегородской, Тульской, Калужской губерний…
Елена Дмитриевна Поленова много времени посвятила работе в прикладном искусстве: в 1885 году стала художественным руководителем столярной мастерской в Абрамцеве. В Столовой находятся предметы, созданные там по её эскизам: скамья, резной стул и табурет.
Ею же выполнена висящая в углу икона Покрова Богородицы, связанная с памятным событием — открытием школы в селе Страхове: этой иконой школа освящалась.
В собрании Поленова сохранились некоторые блюда и тарелки, расписанные на керамических вечерах в его доме под руководством Е.Д.Поленовой, показывавшей товарищам приёмы работы. Автор блюда «Бабочки» — Поленов, «Оранжерея» принадлежит кисти К.А.Коровина. Тарелка «Куры» расписана И.С.Остроуховым, изразец «Дикие козы» — Е.Д.Поленовой, «Камыши» — С.И.Мамонтовым, «Осень» — изразец работы И.И.Левитана.
Библиотека поленовского музея всегда называлась библиóтекой, ударение делалось только на «о».
Большой, ярко пылающий камин с высеченным из камня семейным гербом над полукружием топочного свода. Отражение каминного пламени яркими бликами ложится на зеркально-гладкий паркет пола библиóтеки. Огонь камина, освещавший библиóтеку, и отражённый паркетным полом в XIX веке, ничем не отличается от пламени теперешнего, когда оно пылает в камине, уже входя в двадцать первое столетие. И в библиóтеке ничего не изменилось. И камин всё тот же. Кстати, за сто лет он ни разу не реставрировался и не ремонтировался. И работает всё так же. Отличная тяга каминной трубы не подвела ни разу. Отблесками пламени освещается геральдика гербов каминной росписи, зодиакальные знаки на ней. Роспись начинала Мария Васильевна Якунчикова, а заканчивала Екатерина Васильевна Поленова — старшая дочь художника. Роспись за минувшие сто лет тоже ни разу не реставрировалась; на ней — патина времени, придающая ей особую значительность. Ф.Д.Поленов. «Пламя старого камина»
Библиотека была особенно тщательно отделана по рисункам художника: пол из дубового паркета, потолок, и стены до половины обшиты морёным деревом. Только в этой комнате для пола использован редкий сорт паркета — «солнечный луч», с вкраплениями, создающими впечатление зыбкого света. Здесь располагались библиотека и картинная галерея. В шкафах красного дерева сотни книг — по истории и археологии, по русскому и западному искусству. Тиснёные золотом переплеты словарей Брокгауза и Эфрона и братьев Гранат; собрания греческих и латинских авторов: например, восемь томов «Илиады» Гомера на французском языке, многотомные сочинения Вальтера Скотта, Расина, Мольера, — таков приблизительный состав этой любовно собранной за долгие годы библиотеки.
В небольшом собрании западноевропейского искусства самым дорогим для Поленова был эскиз Паоло Веронезе на библейский сюжет «Борьба Иакова с Богом». Веронезе был одним из любимых художников Василия Дмитриевича. Здесь же работа Франка Франкена «Воздвижение Креста Господня» (XVII век), которой прадед Поленова положил начало семейной коллекции живописи.
Поленовское собрание русской живописи составлено было благодаря установившемуся в кругу художников обычаю: обмениваться этюдами и эскизами к задуманным картинам. Их авторы — художники, составившие славу русского искусства, а для Поленова это были люди близкие — друзья: И. Шишкин, В. и К. Маковские, Н. Ярошенко, И. Прянишников, А. Боголюбов, и ученики: К. Коровин, И. Левитан, С. Иванов, С. Малютин, И. Остроухов, Е. Татевосян, М. Якунчикова… За десять лет преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества В. Д. Поленов сплотил вокруг себя и своего дома яркую, одаренную молодежь: в доме Поленовых в Москве устраивались рисовальные вечера и акварельные утра.
Устраивая музей, Василий Дмитриевич отдавал предпочтение работам друзей и произведениям талантливых учеников. Из своих работ он включил в экспозицию только портреты родных и копии с картин великих мастеров.
Но исключением был Кабинет. Именно эту комнату Поленов отдал своим живописным работам, постоянно меняя экспозицию. Поэтому Кабинет наиболее полно отражает круг его интересов, этапы его творчества, передаёт атмосферу, в которой он жил. Турецкий диван и письменный стол с основания дома стояли на тех же местах.
Интерьер Кабинета в основном сохранён в том виде, как это было при жизни художника. Здесь стоят фисгармония и пианино, возле которого устраивались домашние концерты, и за которым Поленов работал над своими музыкальными сочинениями. Музыка занимала огромное место в жизни и творчестве Поленова. Не имея специального образования, он был талантливым композитором-дилетантом. В конце жизни художник признавался, что «музыку любил более живописи». И именно здесь — одно из наиболее оригинальных произведений поленовского мебельного творчества — Готический шкаф для нот (1885).
«Коллекция старинного оружия служила для работы над натурой. Доспехи французского воина XVI века — кираса, средневековая алебарда, меч и три шпаги — легко узнаются в вооружении стражников — католиков на висящем в кабинете варианте картины «Арест гугенотки». Картина посвящена истории религиозных войн средневековой Франции. Она была этапной в творчестве художника — за неё молодой Поленов был удостоен звания академика живописи». Ф.Д. Поленов.
В настоящее время Кабинет рассказывает о раннем периоде в творчестве Поленова. Поэтому на стенах: «Бабочки» (1870–е годы), написанные в Ольшанке; «Собака Робка» (1860) и «Переправа через реку Оять», написанные в Имоченцах; графический эскиз к выпускной академической картине «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Знаменитая «Белая лошадка», «Старые ворота в Вёле», и «Мельница у истоков речки Вёль», созданные во Франции во время академической командировки.
«Дверь из Кабинета в Библиотеку оказывается тоже шкафом, и приходит чувство тайны (таинственности), как в средневековом замке с потайными ходáми и дверцами», — это детское впечатление Натальи Васильевны Поленовой — младшей дочери художника.
Первый этаж всегда, что бы ни происходило вокруг, был музеем. Сравнительно недавно, после 1945 года, на втором этаже дома решением детей две комнаты были отданы работам Василия Дмитриевича. Получили они названия, которые говорят сами за себя: Мастерская и Пейзажная.
В этой — первой — мастерской Поленов работал до 1904 года, пока не закончил строительство Аббатства, куда со временем он перебрался и жить. Большой дом хоть и был просторным, но народу всегда было много, а по утверждению Василия Дмитриевича, «художник дома должен только есть и спать, а работать должен в одиночестве». Мастерская в Большом доме была отдана детям и получила название «Рабочей».
Мастерская — самая большая и светлая комната, её окно выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Благодаря белым стенам и ровному северному свету здесь всегда празднично, светло и легко. В коллекции музея находятся восточные пейзажи Поленова, и первый, графический вариант картины 1885 года, а также подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888, Русский музей).
С начала 1880–х годов художник, не оставляя своих занятий пейзажной живописью, преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, деятельности в частной опере С.И.Мамонтова, работал над евангельским циклом «Из жизни Христа». Ещё в 1860‑е годы, под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу», он задумал создание большого полотна «Христос и грешница» на тему VIII главы Евангелия от Иоанна. На протяжении почти двадцати лет Поленов собирал материал. «Изображая предметы по возможности ближе к действительности, какая бы она ни была, для меня несравненно выше вымысла… Внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь», — написал Поленов, работая над евангельскими сюжетами. За это время он несколько раз путешествовал на Ближний Восток: в Египет, Сирию и Палестину.
Вариант картины «Христос и грешница» в Мастерской был создан в течение 1885 года в Москве. Его размеры 585,5x307,7 см., холст привезли из Рима (в России в те годы не производили таких полотен). Поленов думал писать на этом холсте картину, но увлёкся рисунком и сделал самостоятельную законченную композицию углем. Для картины, находящейся в Русском музее, он заказал другой холст, сделал лёгкий подсобный рисунок, и на чистом холсте появились те чистые краски, которые приводили в восторг современников и его молодых учеников и коллег. Картина была представлена на 15‑й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, в 1887 году и была приобретена императором Александром III для собрания императорского музея. Благодаря гонорару за эту картину, Василий Дмитриевич смог купить землю и построить свой личный «рай на земле» — усадьбу Борок, ныне музей-заповедник В.Д.Поленова.
Пейзажная. «В соседней с Мастерской комнате второго этажа — пейзажная живопись Поленова. Эта экспозиция была задумана детьми Поленова, и составлена в послевоенные годы сыном художника Дмитрием Васильевичем — первым директором музея. Этюды раннего периода соседствуют здесь с шедеврами — «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег». Из окон Пейзажной открывается — в перспективе широкой просеки — вид на Оку и её противоположный берег, на тарусские заливные луга и пойму речки Скнижки. Сейчас с трудом верится в то, что эта величественная панорама — дело человеческих рук. Взглядом большого художника — провидца смотрел Поленов на будущее голого холма и, разбивая парк, сажая деревья, оставлял просеки, создающие сейчас тот особый настрой мыслей и чувств, который испытывает человек, очарованный видом из окна Пейзажной». Ф.Д.Поленов
Имя Поленова было очень популярно в восьмидесятых–девяностых годах XIX столетия. Большинство его картин приобреталось П.М.Третьяковым и другими коллекционерами и любителями живописи, в семье оставалось то, что он дарил своим близким или не продавал на выставках. Из этих вещей составилась экспозиция Пейзажной.
17 января 2026 г.