Найти в Дзене

Зима в Поленове. Выставки в Адмиралтействе и Фахверке

Впечатлённые осмотром Большого дома, мы спустились в прихожую, где встретились со смотрительницей Адмиралтейства — бывшего лодочного сарая, где художник устроил диораму для крестьянских ребятишек, и где сейчас проходят выставки современных художников. До конца января там представлена выставка живописи Елены Свиридовой «Забытые сказки». Лена хотела немного дополнить выставку и привезла с собой ещё три картины. Сотрудница музея стремительно оделась, и мы отправились в Адмиралтейство смотреть выставку. Правда по пути всё время хотелось отстать: сфотографировать Дом, Аббатство (мастерскую художника), сосновую аллею... Елена Свиридова — член Союза художников России и общественной организации художников Тульской области «Круг», художественный редактор РИО НУ ТГПУ им. Л.Н.Толстого. Её персональные выставки уже не первый раз проходят в Поленово. Как часто в жизни нам доводится проходить мимо красоты? Поглощенные каждодневными заботами, мы ходим по одним и тем же улицам, торопимся, не глядя вок
Аббатство
Аббатство

Впечатлённые осмотром Большого дома, мы спустились в прихожую, где встретились со смотрительницей Адмиралтейства — бывшего лодочного сарая, где художник устроил диораму для крестьянских ребятишек, и где сейчас проходят выставки современных художников. До конца января там представлена выставка живописи Елены Свиридовой «Забытые сказки». Лена хотела немного дополнить выставку и привезла с собой ещё три картины. Сотрудница музея стремительно оделась, и мы отправились в Адмиралтейство смотреть выставку. Правда по пути всё время хотелось отстать: сфотографировать Дом, Аббатство (мастерскую художника), сосновую аллею...

Елена Свиридова — член Союза художников России и общественной организации художников Тульской области «Круг», художественный редактор РИО НУ ТГПУ им. Л.Н.Толстого. Её персональные выставки уже не первый раз проходят в Поленово.

Как часто в жизни нам доводится проходить мимо красоты? Поглощенные каждодневными заботами, мы ходим по одним и тем же улицам, торопимся, не глядя вокруг. И не замечаем, какими прекрасными порой бывают упускаемые нами из вида мгновения. В уголках старого города таится сказка. В цветении палисадников и в кустах сирени, в мерцающем свете на стенах домов, в вечерних небесах… Во всем этом скрыто так много прекрасного, чарующего, волшебного! Теряя способность видеть красоту в окружающем мире, мы обездоливаем себя. Счастлив человек, не утративший способность по-детски радоваться и удивляться! И надо лишь обернуться, взглянуть вокруг. И тогда вновь оживут забытые сказки. И живыми сделаются дерева, стерегущие заповедные поляны, и закатные дали, и знакомые дома. И в каждом цветке вновь поселится обещание чуда.

Раз уж мы рассказываем об усадьбе, стоит упомянуть и об истории Адмиралтейства.

-5

«Это был лодочный сарай, как Поленов называл его «Адмиралтейство». Поленов летние месяцы мало занимался живописью, а большую часть времени проводил в лесу — чистил, прорубал, лечил, и на реке, где много работал над дамбой, которой думал задержать песок и восстановить пляж, бывший в начале пребывания в этих местах: дамбу называл «восьмым чудом света». Детей он тоже приучал чуть ли не с пятилетнего возраста плавать самостоятельно на лодках, грести, управляться с парусами. У каждого из детей были собственные лодки плоскодонки до семи лет, а с семи лет — килевые. Была одна большая лодка четырехпарная, на которой ходили на распашных: сам Поленов был капитаном, а дети матросской командой. Капитан был довольна суровый, и команда его побаивалась. Название большой лодки было «Яилатан» — имя Наталия, прочтённое наоборот. Это было имя жены Поленова. Поленовым был сделан детям целый флот: были маленькие пароходы–буксиры, носившие названия пароходов, плававших по Оке. Баржи, на которых перевозили камни для строительства вдоль берега затонов, пристаней, дамб.

В нижнее помещение этого сарая убирались на зиму мелкие небольшие лодки, а на колошники взгромождались «Яилатан» и большая плоскодонка «Подбор». На стенах хранились на больших деревянных кронштейнах весла, багры, паруса нависали и лежали ковши, стояли деревянные чаши со стеклянными кольцами, карабинами, утками, блоками для парусного плавания. Под окном полка с различными отверстиями для столярного и плотничьего инструмента. В длинном красном ящике хранились удочки, купальные принадлежности (спасательные круги, пробковый пояс и пр.). Летом этот ящик сносился к берегу и стоял у раздевалки, в него в ненастную погоду прятались весла, багры, рули, отслужившие службу лодки оставлялись вне здания, не спускались на воду, служа опять же великолепной игровой площадкой для младших детей». Из экскурсии по парку О.В.Поленовой, дочери художника. 1970 год.

В Адмиралтействе до сих пор показывают диораму. Эта последняя большая работа Василия Дмитриевича представляет собой кругосветное путешествие в картинках. Лист поленовской диорамы — это два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок акварелью сделан на бумаге с обеих сторон. Есть аппликации, прорези. Показывают диорамные листы с помощью подсвета. Конечно, керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки. И пришлось сократить авторский текст, поясняющий картины: ритм музейной жизни, огромное количество посетителей лишают нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями.

Из письма В.Д. Поленова: «Диорама — значит прозрачная картина, её изобрел французский художник Дагер. Картины меняются в зависимости от направления освещения – спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, улицы. <…> Моя диорама состоит из путешествия вокруг света, начиная с реки Оки: идёт пароход, мы на нём как бы едем. Сначала днём, а потом вечером. <…> Затем идут картины: Московский Кремль, галерея, Эйдкунен, поезд идет по Германии, германские древние зáмки, Вольфрам и Тангейзер; Бавария, гостиницы, дилижанс. Шиллер и Гёте — пешком. Потом Италия, Венеция, днём — дворец Дожей, ночью — маскарад и гондолы. Рим, Неаполь. Извержение Везувия. Швейцария, горы, Сен-Бернар, Симплон. Франция, Париж, Сена, Собор Парижской Богоматери, фейерверк. Возвращаемся опять в Россию на юг: Украина, Крым (Ялта), Чёрное море, фантастический маяк. Далее наше путешествие: Босфор. Египет в шести картинах. Палестина, Восточная Азия, Индия, слоны; Китай, фонарики, иллюминация. Северная Америка — горы Кордильеры. Южная — девственный лес, Амазонка, ловля дикой лошади…. Возвращаемся в Россию: губернский город, пожар; Петербург, Академия художеств, Аничков мост. Начало зимы у нас. Кончается ёлкою, ребятишки пляшут…».

В день нашего визита народу в парке было мало, и диораму не показывали. Хотя, конечно, если бы купили заранее билеты, то смогли бы вновь её увидеть. Но всего за один короткий зимний день не успеть, а у нас ещё были билеты на выставку в Фахверк, куда мы должны были успеть до четырёх. Но сначала надо было перекусить, и мы решили прогуляться до берега Оки, найти пенёк и опустошить термосы с горячим чаем…

На обратном пути солнышко подарило нам ещё несколько сказочных зимних пейзажей!

-8

Мы снова и снова снимали на сосновой аллее, на площади перед Домом — ну просто невозможно было остановиться! Такая красота!!!

Фахверковый сарай построен Поленовым в 1892 году в стиле средневековой немецкой архитектуры. Сейчас используется как выставочный зал. Мы отправились туда на выставку «Мария Якунчикова», которая будет проходить по 5 апреля 2026 года. Выставочный проект, посвященный 155-летию со дня рождения Марии Васильевны Якунчиковой (1870–1902), знакомит посетителей с работами художницы из фондов музея-заповедника В.Д.Поленова.

-10

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870–1902) была одной из первых профессиональных женщин-художниц в России. Её имя было в числе лучших русских художников тех лет.

Сегодня музей-заповедник В.Д.Поленова обладает самой большой коллекцией работ Якунчиковой в России. Благодаря её сыну — Яше, который уже в зрелом возрасте исполнил её завещание и привёз из Швейцарии её работы.

-12

Художественный дар Марии Васильевны проявился рано: уже с 15 лет она — вольнослушательница Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Подлинной академией для начинающей художницы стал дом Поленовых, где во время рисовальных вечеров она работала в окружении К.А.Коровина, И.И.Левитана, В.А.Серова, М.В.Нестерова, И.С.Остроухова — художников, составивших цвет Московской живописной школы конца XIX – начала XX века.

-13

Елена Дмитриевна Поленова, младшая сестра В.Д. Поленова, утверждала, что дар Якунчиковой совсем особенный, замыслы — ни на кого и ни на что не похожи. И таланту её дала определение: «самобытный, всегда не радостный и всегда с вопросом взгляд на жизнь».

-14

Как и многие художники модерна Якунчикова с одинаковым успехом занималась станковой живописью, цветным офортом, книжной графикой, декоративно-прикладным искусством.

Экспозиция состоит из нескольких разделов, раскрывающих творческий путь художницы от первых пленэрных опытов до смелой стилизации форм, через импрессионизм к символизму.

На выставке представлены графика, живописные картины и панно в оригинальной технике, разработанные художницей на основе приемов выжигания по дереву, книжная графика и цветные офорты.

На нас выставка произвела сильное впечатление — много действительно интересных работ. Так что мы рады, что нам удалось познакомиться с новым для себя автором.

Коровин К.А. За Чайным столом. 1888. Слева направо: Е.Д.Поленова, В.Зиберов, Н.В.Поленова, М.В.Якунчикова
Коровин К.А. За Чайным столом. 1888. Слева направо: Е.Д.Поленова, В.Зиберов, Н.В.Поленова, М.В.Якунчикова

Наши друзья, тоже вдохновлённые сегодняшними впечатлениями, «требовали продолжения банкета» — давайте, показывайте, что тут ещё можно посмотреть! Но так как уже вечерело, мы предложили вернуться к машине и попробовать успеть на закат в Бёхово. И мы успели! Хотя особо и спешили — с удовольствием фотографировали снежные пейзажи в рыжих лучах низкого солнца...

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

17 января 2026 г.