Найти в Дзене
Техника и точка

Почему советская армия забросила своего 152-мм зверя, который поражал на испытаниях своей разрушительной мощью

На бумаге это был самый настоящий стальной монстр, способный одним своим видом вгонять любого врага в холодный пот, да и не на бумаге тоже, ведь этот 152-мм зверь крушил на испытаниях все и вся, крушил все до чего мог дотянуться. Да что тут говорить, даже если в реальных, самых что ни на есть боевых испытаниях, 40-килограммовый бетонобойный снаряд ОФ-530, чем собственно и палил наш сегодняшний герой, превращал абсолютно любой немецкий танк 1941 года в бесполезную груду металла, и при всем при этом из-за дальности нанесения все того же удара, сам наш гигант оставался неуязвимым для стандартных пушек вермахта. Казалось бы – вот оно, идеальное оружие победы, увы, так только казалось и жизнь распорядилась "чуточку" иначе. Пройдет всего пять месяцев с начала производства. Еще раз – пять месяцев и проект свернут, свернут так, что будто его и не было вовсе. Что же пошло не так? Давайте скорее разбираться. И чтобы вас окончательно зацепить, чтобы вы дочитали статью до конца, добавлю еще один

На бумаге это был самый настоящий стальной монстр, способный одним своим видом вгонять любого врага в холодный пот, да и не на бумаге тоже, ведь этот 152-мм зверь крушил на испытаниях все и вся, крушил все до чего мог дотянуться.

Да что тут говорить, даже если в реальных, самых что ни на есть боевых испытаниях, 40-килограммовый бетонобойный снаряд ОФ-530, чем собственно и палил наш сегодняшний герой, превращал абсолютно любой немецкий танк 1941 года в бесполезную груду металла, и при всем при этом из-за дальности нанесения все того же удара, сам наш гигант оставался неуязвимым для стандартных пушек вермахта. Казалось бы – вот оно, идеальное оружие победы, увы, так только казалось и жизнь распорядилась "чуточку" иначе.

Пройдет всего пять месяцев с начала производства. Еще раз – пять месяцев и проект свернут, свернут так, что будто его и не было вовсе.

Что же пошло не так? Давайте скорее разбираться.

И чтобы вас окончательно зацепить, чтобы вы дочитали статью до конца, добавлю еще один факт – факт того, что из двух сотен выпущенных машин в бою сгорела лишь треть. Еще раз – треть!

Куда же делись остальные танки? Не поверите, но их просто бросили. Бросили из-за поломок, бросили потому что экипажи просто-напросто не могли сдвинуть этих монстров с места.

Так что знакомым многим КВ-2 погубили далеко не немцы, а его собственная, чересчур амбициозная и сырая конструкция. Словом, зверь сожрал сам себя.

И начнем мы с самого интересного. Начнем с того, что вся та же грозная башня-убийца стала для танкистов сущим проклятием, и виной всему – обычная физика (хотя кому в те годы в КБ было дело до таких "мелочей"...).

Эта махина высотой больше трех метров имела такой центр тяжести, что на любом, даже самом небольшом косогоре, ее и без того слабый мотор просто "сдыхал". После чего танк, тот самый великий штурмовик, замирал перед врагом почти полностью беззащитным.

Да, была броня, экипаж, который мог выбраться даже из куда более крупной пятой точки, давали ту самую защиту, но неспособность двигаться, в особенности крутить башней, все это делало КВешную крепость крайне легкой мишенью.

Как говорится, гладко бывает только на бумаге. А в реальности было "чуть" иначе, в реальности существовал строжайший запрет палить из техники на ходу, иначе этот стальной монстр мог просто перевернуться от отдачи собственного орудия. Представляете? По факту это был танк, который боится собственного выстрела!

-2

Разница между полигоном и реальным боем оказалась просто чудовищной. Шесть человек внутри тесной коробки превращались в заложников танка, который физически не мог штурмовать ничего, если под гусеницами была хоть малейшая кочка. По сути, это был тупик. Тупик весом в каких-то 52 тонны...

А теперь про самое наболевшее – про "начинку". Инженеры в спешке (или по неопытности, кто теперь разберет) впихнули в 52-тонную махину движок и трансмиссию от КВ-1, которые изначально рассчитывались на куда меньший вес.

Итог: получился полнейший бардак. Уже в июне 41-го, в пыльной Прибалтике, коробки передач летели одна за другой после самых коротких маршей, а крайне надежные (как минимум для другой техники) воздушные фильтры забивались за считанные часы. Кошмар, одним словом.

Нашел хоть и довольно противоречивые, но все равно сведения, которые говорят, что были случаи, когда экипажи подрывали своих стальных монстров сами. Подрывали, даже не дождавшись появления врага на горизонте.

Так что порой немцы захватывали целехонькие с виду танки, которые просто встали. Встали из-за лопнувшей трансмиссии, и никакая супер-броня тут не спасала… Ведь по факту, без движения танк – это просто дорогая железная мишень. К слову, вытащить застрявший КВ-2 было практически невозможно, ведь ни один другой трактор или танк того времени эту "тушу" просто не тянул. (Разве что другой КВ, но где его взять в неразберихе отступления?)

К слову, про легенды, которые мы все привыкли помнить немного неправильно. Помните тот самый знаменитый бой 24 июня под Расейняем, когда один танк целые сутки держал продвижение немецкой колонны? Многие до сих пор уверены, что это был именно наш 152-миллиметровый герой.

Но весь "прикол" в том, что тот подвиг совершил экипаж КВ-1. КВ-1, а вовсе не этот "зверь" в лице КВ-2.

-3

Судьба 2-й танковой дивизии – это вообще сплошная боль... Имея в составе полсотни тяжелых КВ против легких чешских танков вермахта (которые для КВ были как семечки), соединение разгромили за два с половиной дня. Причина? Банальное отсутствие горючки и подвоза снарядов.

Тогда советские таксисты получили крайне жестокий урок, урок говоривший о том, что индивидуальная мощь без логистики – это пустой звук. Просто пыль.

Монстры намертво застревали в болотах и грязи. Мосты под ними рушились (52 тонны все-таки – не каждая переправа выдержит), а эвакуировать их было нечем.

Не удивительно, что уже в июле 41-го машине вынесли окончательный приговор.

Во-первых, блокада Ленинграда и эвакуация Кировского завода – тут уж не до жиру, само производство и станки спасти бы…

Во-вторых, материалоемкость: за один такой сложный "гроб" можно было склепать три Т-34. А три танка в поле всегда лучше одного, который с большой долей вероятности сломается еще по дороге к передовой.

Да и сама тактическая концепция для маневренной битвы того лета была, прямо скажем, ерундой. Штурмовать-то было нечего, кругом одни окружения да бесконечные отступления.

Впрочем, сама задумка с мощной пушкой на гусеницах не умерла, хотя сам танк и ушел в историю.

Опыт с КВ-2 показал, что 152-мм гаубица на поле боя необходима, но совать её во вращающуюся башню – это тупиковый путь.

Так в 43-м родился СУ-152 "Зверобой", где пушка стояла уже в неподвижной рубке. Это было честнее, надежнее и самое главное – куда эффективнее. А те две сотни первых машин... они воевали до конца 42-го, но большинство так и осталось гнить в канавах Прибалтики и Белоруссии.

Сегодня редкие экземпляры в музеях напоминают нам о цене инженерных просчетов, которые показали, что идеальный на чертежах танк может оказаться в реальности смертельно опасным даже для собственных танкистов…

А как вы считаете, стоило ли вообще тратить ресурсы на такую махину в начале ВОВ или нужно было сразу делать ставку на Т-34? Пишите в комментариях, обсудим.

Ставьте палец вверх, если понравился мой сегодняшний материал. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новых статей.