Найти в Дзене
Техника и точка

Увидев фото, многие думают, что российский вертолёт тонет, но как оказалось, что тот просто сел на воду. Как это удаётся 12-тонному Ми-14

Что-то мне подсказывает: если вы вдруг увидите фото, где вертолёт по самое брюхо сидит в океанских волнах, то ваша первая мысль будет что-то типа «авиакатастрофа. Жуткая трагедия». Опросил своих родных, а также сделал небольшой опрос своей аудитории, которая вполне себе подкованная, и чуть ли не каждый первый сказал именно о катастрофе… Со стороны выглядит и правда пугающе. Кажется, экипаж в смертельной опасности, машина сейчас булькнёт на дно, но на деле всё ровно наоборот. Не поверите, но это вполне штатная посадка легендарного советского Ми-14ПЛ. То, что для любого другого пилота стало бы концом карьеры и трибуналом, для этой машины – самый обычный вторник. Просто ещё один рабочий день. Самое интересное во всём этом деле – как именно эта махина весом в 12 тонн не тонет? Интересно? Как говорится – давайте скорее разбираться. Чтобы понять, зачем советские инженеры вообще учили плавать вертолёт, который, как все мы знаем, должен делать «немного» другие вещи, надо вернуться в далёкий

Что-то мне подсказывает: если вы вдруг увидите фото, где вертолёт по самое брюхо сидит в океанских волнах, то ваша первая мысль будет что-то типа «авиакатастрофа. Жуткая трагедия».

Опросил своих родных, а также сделал небольшой опрос своей аудитории, которая вполне себе подкованная, и чуть ли не каждый первый сказал именно о катастрофе…

Со стороны выглядит и правда пугающе. Кажется, экипаж в смертельной опасности, машина сейчас булькнёт на дно, но на деле всё ровно наоборот. Не поверите, но это вполне штатная посадка легендарного советского Ми-14ПЛ.

То, что для любого другого пилота стало бы концом карьеры и трибуналом, для этой машины – самый обычный вторник. Просто ещё один рабочий день.

Самое интересное во всём этом деле – как именно эта махина весом в 12 тонн не тонет? Интересно? Как говорится – давайте скорее разбираться.

Чтобы понять, зачем советские инженеры вообще учили плавать вертолёт, который, как все мы знаем, должен делать «немного» другие вещи, надо вернуться в далёкий 1962 год. В год, когда флоту СССР позарез нужно было патрулировать границы. Искать вражеские подлодки «вероятного противника» за 200 км от берега.

Да, был у нас тогда на службе Ка-25. Но, честно говоря, возможности у него были, мягко скажем, ограниченные. Грузоподъёмность маленькая, да и садиться на воду он мог только в самом крайнем случае. Но это было, мягко говоря, неудобно…

-2

А военные требовали чуть ли не плавающего, простите, ходящего по воде зверя. Машину, способную искать подлодки на глубине 400 метров. Искать в любую погоду, искать днём и ночью…

Следствием этих жёстких требований и стало решение делать полноценную амфибию. Ведь чтобы слушать океан гидроакустикой, лучше всего сесть на воду, а не висеть над ней, сжигая драгоценный керосин.

Если говорить о том, как инженеры превратили вертолёт в лодку, то непременно стоит вспомнить, что за основу взяли старый добрый Ми-8.

Хотя перекроили его до неузнаваемости. Вместо привычного пола конструкторы влепили герметичное днище. С килем, скулами и реданом. Точь-в-точь как у какой-то летающей лодки.

Не удивительно, что это дало невероятную остойчивость, а чтобы машина не заваливалась на бок при шторме в 3–4 балла, по бокам фюзеляжа приделали специальные спонсоны-поплавки.

Что самое интересное, так это то, что эти спонсоны умудряются выполнять сразу три функции:

  • стабилизируют вертолёт на воде,
  • служат нишами для шасси,
  • и держат торпеды.

А чтобы экипаж не утонул, внутри сделали герметичные отсеки. Плюс в сами спонсоны вшили надувные баллоны. Типа спасательного круга для запаса плавучести.

Если говорить о сроках, то нужно отметить, что путь был достаточно долгим.

От первых чертежей в ОКБ Миля до реального полёта прошло целых пять лет, ведь спроектировали-то нашего героя в 1962-м, а подняли в воздух только 1 августа 1967 года…

А потом начались изнурительные испытания. Этот процесс растянулся с 1968 по 1973 годы. Солёная вода – среда весьма и весьма агрессивная, конструкция требовала доработок. Лечили «детские болезни».

Только когда всё вылечили, на заводе в Казани наконец-то запустили серию. И 11 мая 1976 года на вооружение был принят тот самый Ми-14ПЛ. Не удивительно, что за столь прорывной проект инженерам дали Госпремию. Аналогов такой техники в стране просто не было, да и за рубежом тоже, почти…

Кстати, о надёжности. Был в истории один показательный случай.

Случай, который показал, зачем всё это затевалось.

В полёте случилась авария, экипаж потерял управление – полностью. Пилотам пришлось прыгать. Они приводнились, пересели в надувную лодку и стали ждать помощи. Пока за ними летел спасатель, аварийный вертолёт не затонул! Он спокойно дрейфовал, пока его не прибило к берегу.

Этот эпизод доказал – герметичный корпус это не блажь заказчика. Это реальный шанс сохранить и технику, и, что важнее – жизни наших людей.

Кстати, если мы глянем на список модификаций, то увидим, что Ми-14 был крайне универсальным инструментом. Оказывается, его интересовала не только охота на подлодки со своей системой «Кальмар».

К примеру, в 1979 году сделали Ми-14БТ – буксировщик тралов, чтобы с минами бороться. Чуть позже – спасатель Ми-14ПС. Он мог взять на борт 19 человек, с прожекторами и камерами.

-3

Да что тут говорить, если даже пожарный вариант был – для вполне себе мирных целей.

Но как по мне, всё же самым грозным аргументом в арсенале нашего сегодняшнего героя, конечно, была возможность нести ядерную глубинную бомбу «Скальп» весом в 1,6 тонны! Жуткая вещь…

Цифры характеристик впечатляют даже сейчас. Двигает эту громадину два турбовальных двигателя ТВ3-117М. По 2000 «лошадей» каждый! Благодаря такой мощи он может развивать скорость свыше 230 км/ч.

Винт диаметром 21,3 метра позволяет работать на высоте до 4000 метров. Дальность полёта – 800 км. Тот самый радиус в 200 км закрывали уверенно.

Ах да, совсем забыл сказать…

За рубежом всё-таки был похожий «Си Кинг» (Sea King), кстати, тоже с лодочным корпусом. Но наш Ми-14 так и остался единственным серийным советским вертолётом-амфибией…

Наших пилотов, кстати, специально тренировали садиться на воду. Это была обязательная программа, чтобы не терялись при виде волн.

Хотя после развала СССР, в тот самый бардак 90-х, производство в Казани свернули, но техника оказалась настолько надёжной, что многие машины служат до сих пор. Причём служат в разных странах.

Так что если увидите тот кадр с вертолётом в воде или же сам вертолёт, то знайте – это не какая-то катастрофа. Это просто уникальная инженерная мысль в советском воплощении.

Ставьте палец вверх, если понравилась статья и вы тоже восхищаетесь тому, на что были способны советские разработчики. Не забывайте подписаться на канал, ведь впереди ещё много не менее интересных материалов.

Кстати, что вы думаете об этой технике, вы знали об этой модификации четырнадцатого? Пишите свои ответы в комментариях.