Найти в Дзене

Про стратегию, точки контроля и укушенных за попу слонов

Однажды спецы Амивео смотрели, как по инфосфере с воплями носится зеленоватый персонаж в футболочке. Когда-то он получил много денег под тупой и смелый проект у руководителя большого-большого англоязычного образования. Результат не достигался, бюджет куда-то девался, и всё бы ничего, но однажды у англоязычного образования сменилось руководство. Предыдущее больше интересовалось вопросами вовремя переодетых памперсов, чем стратегией и бюджетами, но новое руководство захотело узнать: куда, собственно, делись деньги и где результаты? С попкорном наблюдая, как мечется обмудок (tm) зеленоватый персонаж в футболочке, спотыкается о свой недоанглийский и тем самым усукабляет и без того сложное положение, Амивео вспомнили историю одного айтишника по имени Егорушка. Как Егорушка слона за попу покусал Тогда Егорушка работал IT-директором в одной корпорации и пригласил Амивео разрулить проблемы в одном из своих отделов (из которого в одну калитку уволилось 80% персонала, но HR даже не шелохнулся).

Однажды спецы Амивео смотрели, как по инфосфере с воплями носится зеленоватый персонаж в футболочке. Когда-то он получил много денег под тупой и смелый проект у руководителя большого-большого англоязычного образования. Результат не достигался, бюджет куда-то девался, и всё бы ничего, но однажды у англоязычного образования сменилось руководство.

Предыдущее больше интересовалось вопросами вовремя переодетых памперсов, чем стратегией и бюджетами, но новое руководство захотело узнать: куда, собственно, делись деньги и где результаты?

С попкорном наблюдая, как мечется обмудок (tm) зеленоватый персонаж в футболочке, спотыкается о свой недоанглийский и тем самым усукабляет и без того сложное положение, Амивео вспомнили историю одного айтишника по имени Егорушка.

Как Егорушка слона за попу покусал

Тогда Егорушка работал IT-директором в одной корпорации и пригласил Амивео разрулить проблемы в одном из своих отделов (из которого в одну калитку уволилось 80% персонала, но HR даже не шелохнулся). Мы их разрулили за пару месяцев и попутно поняли, что сложностей хватает и в других отделах департамента. Предложили Егорушке покопаться и там, но…

– Поздно, – сказал Егорушка трагично. – Меня сейчас выгонят на мороз.

Оказалось, год назад этот талантливый человек пришёл к руководству и сказал: «А я знаю, как мой IT-департамент через год сможет приносить в три раза больше денег. Дайте хрениллиард бюджета и полномочия, а я всё организую».

Руководство выделило деньги, но проект не взлетел.

Причины? IT-департамент в принципе не мог сделать того, что хотел Егорушка, поскольку департамент не в вакууме работает. Проект нужно было начинать вместе с другими ключевыми отделами и для начала подключать бизнес-анализ, а не Егорушкины фантазии про успешный успех.

В итоге Егорушка не достиг результатов, у других отделов накопилось много раздражения на его счёт, а у руководства случился коллапс порушенных ожиданий.

На что Егорушка предложил дать ему ещё год и ещё столько же бюджета, но руководство идею не оценило и таки выставило нашего героя вон.

При этом Егорушка не то чтобы дурак. Сейчас он работает IT-директором в другой корпорации, работает хорошо. С головой у него всё в порядке – просто он тогда сочинил себе слишком масштабную задачу, которую не мог выполнить с имеющимися ресурсами.

Амбиции подвели. Переоценил свои силы, переоценил роль департамента в общих процессах, не коммуницировал с другими руководителями. Подключил Амивео, да, – но слишком поздно и только на часть процессов.

Словом, Егорушка пытался сожрать одним куском всего слона, но в итоге смог только покусать его за попу, да и то не факт, что это был укус.

Никто не любит слитые проекты и бюджеты. А обещания всё исправить, если только вы дадите ещё столько же денег и времени – обычно не встречают понимания. Персонаж в зелёной футболочке мог бы подтвердить.

Нет, ну а если бы осёл сдох, например?

Мы тоже помним историю, как Ходжа Насреддин взял у падишаха бюджет на десять лет вперёд под проект «Научу осла разговаривать». Ходжа понимал: проект нереальный, но за десять лет, как он беспечно пояснил, помрёт либо осёл, либо падишах, либо сам Насреддин.

Но в реальной жизни, во всяком случае, современной, исполнитель не остаётся надолго без контроля (если только деньги на проект выделил не сам осёл). В здоровом варианте на проектах определяются точки контроля через небольшие временные интервалы. Инвестор/руководитель желает отслеживать, как движется процесс.

Для этого существует управленческая отчетность. Среди всего прочего, она помогает убеждаться, что проект идёт верной дорогой и здравыми темпами, что ничего не нужно менять и корректировать. А если нужно – сразу видно, где. Что тактические цели достигаются в сроки и с нужным результатом – а значит, и стратегические цели будут в порядке, нет причин для беспокойств. А если есть – опять же, это видно сразу, в процессе, а не спустя годы и исчезнувшие бюджеты. И кстати, управленческая отчетность - это один из инструментов НОТ. А про методы и инструменты НОТ у нас начал выходить цикл статей, первая из них про тейлоризм.

И да, если вам нужно разработать систему управленческой отчётности – не обязательно с ослами – то напоминаем: Амивео это любит, умеет, практикует!