Все начиналось как обычное планирование летнего отпуска. Мы с женой, старый проверенный кроссовер, маршрут длиной в полторы тысячи километров в одну сторону и предвкушение свободы. Любим автопутешествия именно за это чувство: ты сам себе хозяин, остановился где хотел, свернул куда глаза глядят. Никаких расписаний поездов, плачущих детей в соседнем купе или переносов рейсов.
Но в этот раз мы допустили фатальную ошибку, проболтались.
На одном из общих застолий, где собралась разношерстная компания, я имел неосторожность сказать, что через две недели мы стартуем на юг. На своей машине.
- О! А вы в какие числа? - тут же оживилась пара, сидевшая напротив.
Это были Влад и Оля. Мы не дружили домами, просто периодически пересекались в общих компаниях.
- Да вот, пятнадцатого планируем, - ответил я, не подозревая подвоха.
- Слушайте, так нам же по пути! - Влад даже вилку отложил. - У нас отпуск с шестнадцатого, мы думали на поезде, но билетов уже нормальных нет, только боковушки у туалета. Давайте мы с вами? Бензин пополам, веселее ехать, мы ребята неконфликтные.
Переглянулся с женой, в ее глазах читалось явное «нет». Я начал мямлить что-то про то, что у нас машина забита вещами, что мы едем медленно, останавливаемся часто.
- Да ладно тебе, у нас один чемодан на двоих! - настаивал Влад. - А по деньгам вообще красота выйдет. Сейчас бензин дорогой, а так - экономия в два раза. Ну выручайте, свои же люди.
И мы согласились. Аргумент про экономию сыграл свою роль, да и отказать глядя в глаза было неудобно. Слабохарактерность, за которую нам предстояло расплачиваться следующие две недели.
«Не хочешь зла, не делай добра»
Договорились встретиться у нашего подъезда в 5 утра. Мы с женой вышли вовремя. Багажник был тщательно организован: наши сумки, запас воды, инструменты, пледы. Влад и Оля опоздали на сорок минут.
- Ой, такси долго ехало, - вместо извинений бросила Оля, таща за собой чемодан размером с небольшой холодильник и еще три пакета «с перекусом».
- У нас же уговор был: минимум вещей, - нахмурился я.
- Ну это же девочка, ей наряжаться надо, - хохотнул Влад.
Пришлось играть в тетрис, перекладывая наши вещи, чтобы впихнуть их баул.
Кошмар начался через час. Сначала Оле стало душно, и она попросила включить кондиционер на полную, через десять минут Владу стало холодно. Потом им не понравилась моя музыка, начались бесконечные просьбы остановиться: в туалет, кофе, ноги затекли, покурить.
Мой график движения, рассчитанный на прохождение сложных участков до пробок, полетел к чертям. Вместо редких остановок мы двигались в режиме маршрутки.
Но самое интересное началось на заправке.
Я заправляю полный бак. Сумма - 3500 рублей, иду к машине. Влад сидит, жует хот-дог. - Ну что, скидываемся? - спрашиваю я, намекая на перевод. - Да давай потом, в конце пути все посчитаем и раскидаем, чтоб мелочью не трясти, - отмахнулся он.
Мне это не понравилось, но жена шепнула: «Не нагнетай, приедем - отдадут». Я промолчал, оплатил платный участок дороги, они даже не спросили, сколько это стоило.
Всю дорогу они ели свои бутерброды, крошки летели на сиденья. На мои просьбы быть аккуратнее реагировали с улыбкой: «Да ладно тебе, это же машина, пропылесосишь».
Мы приехали в пункт назначения поздно ночью, вымотанные не столько дорогой, сколько компанией.
«Мы просто сели на хвост, о какой оплате вы говорите»
Утром, выспавшись, мы встретились на общей кухне гостевого дома, я достал блокнот, где у меня были записаны все траты.
- Итак, - начал я деловым тоном. - Бензин вышел на 12 000 рублей. Платные дороги - 2 500. Итого 14 500. Делим пополам, с вас 7 250 рублей.
Влад поперхнулся чаем, а Оля удивленно округлила глаза.
- В смысле 7 тысяч? - протянула она. - Ты чего?
- В прямом, - я все еще сохранял спокойствие. - Мы договаривались: расходы пополам.
Влад отставил чашку и выдал:
- Слушай, ну ты же все равно ехал! Ты бы и так эти деньги потратил, с нами или без нас. Машина твоя, бензин ты бы все равно заливал. Мы-то тут при чем? Просто заняли два пустых места сзади.
- Подожди, - начал я закипать. - Мы договаривались на берегу, что все расходы пополам. Я терплю неудобства, везу лишний груз, трачу время на ваши остановки, а вы компенсируете часть расходов.
- Ой, да какие там неудобства! - фыркнула Оля. - Весело же ехали, болтали, мы думали, ты по-дружески. Ну так бы и сказал, мы бы на бла-бла-каре дешевле нашли.
- Другой водитель вас бы высадили посреди трассы за крошки в салоне и нытье, - не выдержала моя жена.
- Короче, - резюмировал Влад. - Мы можем дать тысячу-полторы, чисто символически, «на пиво». Но платить половину за то, что ты и так бы сделал - это бред. У нас бюджет расписан.
Я встал из-за стола. - Денег не надо. Считайте, что я вас угостил, но обратно вы добираетесь сами.
- В смысле? - Влад тоже вскочил. - У нас билетов нет! Ты нас кинуть решил? Мы же договаривались туда-обратно!
- Договор был про оплату пополам, вы условия нарушили. Удачного отдыха.
Отпуск врозь и дорога домой
Оставшиеся 10 дней мы их почти не видели, хотя жили в одном поселке. Пару раз встречались на пляже - они демонстративно отворачивались.
Накануне отъезда мне пришло сообщение от Влада: «Ладно, не дури. Мы готовы дать по 3 тысячи за дорогу туда и обратно. Поехали вместе, билетов на поезд нет, на автобусе Оля не доедет, ее укачивает».
Я ничего не ответил.
Мы собрались, спокойно загрузили вещи, проверили масло и выехали на рассвете. Обратная дорога была сказкой. Мы слушали свою музыку, останавливались там, где хотели и наслаждались тишиной.
Вернувшись, узнал от общих знакомых, какой я плохой человек. Якобы бросил друзей в беде на чужбине из-за пары тысяч рублей. Влад с Олей добирались на перекладных автобусах с пересадками, потратили кучу нервов и денег, и теперь поливают нас грязью.
Мы приобрели бесценный опыт, теперь, когда кто-то намекает: «О, вы на дачу? Подбросите?», я вежливо, но твердо отвечаю: «Извините, мы любим ездить вдвоем».