- Ей это нравится! – подбадривал публику хозяин девушки. – Бросайте, бросайте!
За решетку полетели яблоки и кости, которыми, как утверждал Роберт Каннингем, питалась принцесса Тагара. Он возил ее и еще восемь человек по свету, демонстрируя «редкое племя из далекой Австралии». Публика восторженно ревела. В ту пору человеческие зоопарки пользовались неизменной популярностью, так что деньги рекой лились в карманы Каннингема. А несчастная Тагара не знала, куда девать глаза. Она была свободной девушкой, а стала дикаркой для потехи.
На Пальмовых островах они жили тесно: когда-то давно племя Тагары владело большой частью побережья, но английские колонизаторы забрали землю себе. С аборигенами не церемонились, их вообще не принимали за людей. Чуть лучше было тем, кто пытался подстроиться: учил язык, шел работать на англичан. Тагара знала, что из ее племени многие нанимались на фермы колонизаторов, а кто-то устраивался прислугой в дом. Красивых девушек англичане бесцеремонно забирали сами.
Она родилась в 1866 году и очень рано начала работать. Абсолютно всех местных детей учили на ловцов жемчуга – а это крайне опасная профессия. Надо было уметь надолго задерживать дыхание под водой, а еще великолепно плавать. Постепенно дело поставили на поток те же англичане: аборигены работали на них, получали за это сущие гроши, и было совершенно очевидным, что из этого замкнутого круга им никак не выбраться.
Тамбо был из того же племени, что и Тагара. Они работали вместе, и часто помогали друг другу. Согласно обычаям своего рода, они могли пожениться после особой церемонии, когда духи предков должны были высказать свое согласие на этот брак. Отец сказал Тагаре, что на исходе следующего месяца они обязательно обратятся к духам. И если все будет благополучно (впрочем, в этом никто не сомневался), то им позволят соединиться.
Собственную хижину Тамбо сделал заранее. Теперь Тагара, проходя мимо нее, всякий раз с улыбкой думала: совсем немного времени, и это место станет ее домом! Но вышло иначе. В конце зимы 1882 года, возвращаясь домой после работы, девушка почувствовала, как ей на голову набрасывают мешок. Закричать она не успела. Ее увезли куда-то, а потом показали «хозяину». С довольной ухмылкой перед Тагарой впервые предстал Роберт Каннингем.
Он был канадским дельцом, который постоянно придумывал новые способы для заработка. У себя на родине он не один раз посещал знаменитое шоу Барнума: тот разъезжал по городам и весям, демонстрируя публике необычных людей. Обычно Барнум подбирал в шоу бородатых женщин, великанш или людей с четырьмя ногами… Тогда у Каннингема и появилась великолепная идея. А если показывать дикарей? Люди ломились на шоу, они с интересом разглядывали «диковины». Приехав в Австралию по делам, Каннингем убедился еще больше, что он на верном пути. Аборигенов на этом континенте найти было нетрудно.
К племени Тагары он приглядывался несколько недель. Выбирал, кого можно выкрасть. Испуганной девушке показали, чтобы она не вздумала бежать или привлекать внимание. А потом привезли Тамбо…
- Я же говорил, что не надо беспокоиться, - довольно произнес Роберт.
Тамбо немного говорил по-английски, поэтому Роберт и остановил свой выбор на нем. Через него Тагаре объяснили, что она будет работать. И ведь делать почти ничего не надо, просто изображать из себя дикарку! Кормить будут лучше, не надо нырять за жемчугом… А то, что она фактически превращается в рабыню Каннингема, Роберт говорить не стал.
Успокаивая свою невесту, Тамбо повторял: они что-нибудь придумают. Бежать – не выход, у них нет ни денег, ни представления о том, куда именно бежать. Все вокруг принадлежит англичанам, они в чужом мире. Затем к Каннингему привезли еще семерых островитян… Среди них была супружеская пара с ребенком, и они заявили, что добровольно решили участвовать в шоу. Всем им Каннингем давал европейские имена, и только Тагару называли по-прежнему.
Они добрались до Сиднея, где следовало сесть на пароход до Соединенных штатов, и вот здесь план дельца дал сбой – два аборигена сбежали. Ничуть не смущаясь, Каннингем дал объявление в местную газету, где так и написал: «Два дикаря убежали от хозяина». Когда полиция их нашла и доставила к нему, Роберт велел им раздеться. Он решил, что в таком виде они точно не смогут покинуть его.
Тагара плохо запомнила путь в Америку – почти все время она спала. Позже она догадалась, что ей что-то подмешали, чтобы она не вздумала бунтовать. А уже по прибытию им всем раздали роли. Она – принцесса дикого племени, Тамбо – ее муж. Остальные – прислуживают им. Для них создали декорации, причудливые костюмы из кожи, лент и растений. Поначалу они выступали в том же шоу Барнума, но потом Каннингем решил, что ему надо самостоятельно продвигать свою «труппу».
«Принцесса Тагара, дочь короля-каннибала из Северного Квинсленда» должна была научиться танцам, придуманным самим Каннингемом. Он велел ей вплести в волосы кости и бусины, чего никогда не делали на Пальмовых островах. А потом заставил сделать пирсинг. Тагара должна была выглядеть максимально дико, чтобы вокруг разевали рты от удивления… Дикарка для потехи – вот кем она была теперь.
Их возили в разные города. Ставили «деревню аборигенов» в парках или на крытых площадках. Посещение такой деревни стоило немало, но люди с охотой платили. Иногда Каннингем позволял публике подойти поближе, даже пожать руку Тагаре. Этакий контактный зоопарк… А еще было отдельное шоу с «кормлением». В определенный час можно было кинуть за решетку яблоки, другие фрукты и кости. Тагаре следовало кланяться и благодарить.
Каннингем не учел одного: он привез людей издалека в чуждую для них обстановку. Они моментально начали болеть. Сначала скончался «доброволец» по прозвищу Джимми. А потом – Тамбо. Тагара рыдала и отказывалась от еды несколько дней… Делец позволил устроить для Тамбо последние почести по правилам племени.
В 1884 году Каннингем повез своих дикарей в Европу. Они успешно выступали в Лондоне, Париже и в Берлине, где демонстрировали, как летает бумеранг. Антропологу Вирхову, чрезвычайно заинтересовавшемуся аборигенами, позволили сделать гипсовые слепки их тел, которые до сих пор хранятся в музее этнологии в Дрездене.
В зоологическом саду Вупперталя они выступали в следующем году, и тоже под восторженные крики публики. Тагара уже не обращала внимания ни на что – она была больна. 23 июня 1885 года ее не стало, о чем написали в местной газете:
«Девушка по имени принцесса Тагара, воплощение красоты… стройная, хрупкая, была вынуждена отдать свою молодую жизнь этой ночью, несмотря на тщательное лечение местного врача и преданную заботу нескольких медсестер. Принцесса покоится в Зоннборне, и на месте ее упокоения стоят молодые хвойные деревья, посаженные из любви белым управляющим компании, который привязался к молодой, красивой девушке».
Это все было ложью. Из любви! «Белым управляющим»! Тагара не хотела такой жизни, не избирала ее, а Каннингем был просто похитителем. Он не остановился на этом. Когда все его «подопечные» покинули этот мир, поехал в Австралию за новой «партией».
Человеческие зоопарки были популярны еще на протяжении многих десятилетий. Последний из них существовал еще в 1958 году в Бельгии. И только потом их окончательно запретили.
К памятному камню Тагары регулярно приносят цветы. Рассматривались версии о том, чтобы перенести его на Пальмовые острова, но потом от этой идеи отказались. Все равно найти родных и близких принцессы уже не удастся…
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!