Я много пишу в последних статьях про эпопею с Костей, его ногой и гипсами. Но, похоже, ни разу толком не писала зачем и почему нам это всё понадобилось.
У меня были парочка статей про то, как мы узнали о врожденной косолапости, можно тоже почитать:
В этой статье же я расскажу про наш диагноз и в чём вообще проблема подробнее. И в общих чертах - как мы это лечили вообще. Не как медик или врач, а просто как мама.
Внимание! Есть медицинские фото, возможно - не самые приятные. Спасибо за внимание!
Переехали из квартиры в частный дом в 2022 году.
Родили троих сыновей - Косте 11 лет, Мише 8 лет и Феде 1 год.
Ждём дочь.
Здесь рассказы о детях и беременностях, о том, как мы в доме продолжаем обживаться, чиниться и красоту наводить, о собаке Ларси и о прочих важных моментах нашей жизни.
Возможно, местами, для врачей, я скажу какую-то несусветную глупость. Но в целом понимание происходящего это даст - для моих читателей, или для мам, которые, как и я когда-то, впервые сталкиваются с этим у своих детей.
Итак, врождённая косолапость. Такое вроде милое название, немного смешное на слух. Косолапость. Вспоминается мишка косолапый, который ходит вот так вразвалочку. Или как маленьких детей детсадовского возраста иногда ругают за такую ходьбу, что носочки внутрь ставят. Или на занятиях по физкультуре, помните, были такие упражнения - ходить на внешней стороне стопы, косолапя.
Так вот, несмотря на такое вроде милое название, врождённая косолапость - серьезный инвалидизирующий порок, который ничего общего с "забавностями", описываемыми выше, не имеет. И с более распространенной, обычно временной, проблемой у детей старшего возраста, когда они специфически ходят, тоже ничего общего не имеет.
Для понимания, как будет ходить человек, если его не лечить:
У нас в стране я как-то видела одного такого взрослого мужчину. А вот в Индии, к примеру, есть фото целых групп таких взрослых бедолаг. Сами понимаете, насколько возможно так долго ходить, работать и вообще функционировать. Почти невозможно, это очень серьёзный порок, если не лечить.
Частота встречаемости этого заболевания, по статистике, достаточно высокая - около 1 ребенка на 1000 новорожденных. Примерно такая же частота, как тяжелая дисплазия ТБС. Но про вторую знают, а про косолапость никто не слышал, обычно. Но стоит уточнить, что и дисплазия часто бывает в лёгкой форме (которая чаще на слуху), а не в той, что попадает под "тяжелую" статистику.
Итак, косолапость. Это из тех заболеваний, которые очевидны с рождения. А также чаще всего все дети (их ноги) очень похожи друг на друга. Нет, бывают атипичные формы (ещё более сложная стопа), или сцепленные с какими-то ещё заболеваниями, но всё же, чаще всего - это классическая форма, идиопатическая (не связанная с другими заболеваниями, возникшая сама по себе). Бывают более простые варианты, которые легко выводятся, бывают посложнее - но в целом все стопы у таких детей очень похожи друг на друга.
И тут надо ещё понимать. Мы видим визуально "финал" проблемы - это закрученные стопы. Там всё на месте, все кости, связки, мышцы - всё в целом как положено. Но стопы вывернуты в неестественное положение. А почему? Из-за различных нарушений при росте человека ещё внутриутробно. И очень часто у таких детей выявляют нарушения начиная ещё со стороны позвоночника - нарушается иннервация мышц ног. Хотя казалось бы, где позвоночник, а где стопа.
Далее, абсолютно у всех косолапиков есть особенности - у всех косолапая стопа меньшего размера (если затронута только одна нога - это видно, около 1-2 сантиметров может быть "съедено" косолапостью, навсегда). А также у всех тонкие, худенькие голени. Это связано с тем, что мышца, которая находится между коленом и стопой, слишком короткая.
Это представьте, как будто пружинку подобрали не под размер. И вот привязали один её край к коленке, а другой к стопе. И она слишком сильно натянута. Натянута, вытянута. И от этого стала тоньше. Её, пружинку-мышцу эту, невозможно накачать так, как здоровую мышцу. Просто потому что её там физически меньше, этой мышцы.
И вот кроме того, что её меньше, эта пружинка ведь всё время хочет сжаться обратно. И тянет, тянет все связки и сухожилия. Слишком сильно тянет. Заворачивая, подтягивая стопу по разным направлениям одновременно. Организм пытается "починиться" в исконное положение. Это заложено во многих наших органах - сделать так, как было. Всё вернуть на место.
Но у косолапой ноги её врождённое место - неправильное! И организм ребёнка находится в постоянной войне с лечением. Лечение ногу выпрямляет в положенное ей место, а организм обратно со временем закручивает всё обратно.
Это - основная проблема косолапости. Не так велика проблема вывести стопы в нужное положение. Основная проблема - сохранить их в правильном положении до окончания роста стопы. После роста рецидивы уже не должны случаться - организм уже привыкнет быть в том положении, в каком он есть. Но пока тело растет, и растет неравномерно (помним, да, про натягивающуюся пружину короткой мышцы) - ногу упорно закручивает и закручивает обратно.
Вот, вот основная боль всех родителей детей с косолапостью. Само лечение (если мы говорим о лечении по методу Понсети, что является сейчас общепринятой мировой практикой) заключается в этапном гипсовании в течении нескольких недель и ахиллотомии - это когда перерезают полностью сухожилие над пяткой. Оно потом срастается, но уже длиннее, чем было. И пятка не поджимается так наверх, она может опуститься, физически.
Всё это длиться не слишком долго - около пару месяцев, в идеале лечение начинают почти сразу после рождения. Стопы у большинства достаточно легко выводятся, у кого-то легче, у кого-то сложнее, но выводятся. А потом наступает главное - главное их в этом положении удержать.
До пяти лет Костя носил специальное устройство - оно называется "брейсы". Это два ботиночка, сцепленных планкой так, чтобы стопы были всегда под определенным углом. Всегда. Сначала носят их почти круглосуточно. Что-то отдаленно похожее носят дети с дисплазией, возможно, вы что-то похожее видели. Похожее, но совсем не то.
С учётом, что конкретно мы ещё догипсовывались в 9 месяцев, то до года ребенок был почти постоянно в чём-то - либо гипсы, либо эти "кандалы". Далее время пребывания в них уменьшалось вплоть до примерно 12-14 часов в сутках. Это означало, что днём ребёнок ведёт обычную жизнь, но вечером и до утра на него надеваются эти брейсы. И он в них спит. Не слишком удобно, да. Но человек ко всему привыкает.
При строгом соблюдении режима, в брейсах рецидивы чаще всего не случаются. Просто нога не успевает вырасти в неправильную сторону - она же всегда находится в нужном нам положении. А вот после отмены бывает всякое.
На самом деле часто люди могут носить и брейсы не так строго, или до трех лет только, к примеру. И всё у них потом прекрасно-замечательно. Но тут уже включаются индивидуальный особенности течения. У Кости никогда не были "лёгкие" ноги. У него не атипичная косолапость, но тяжелая форма классической тяжелой косолапости. Такой вот небольшой каламбур.
Нога выводилась не так быстро, не так легко. Мы подгипсовывались дополнительно, что как бы вообще вроде как не надо. И в целом стопы никогда не были "вау, не отличишь от здоровых". Отличишь, но.. но они были в удовлетворительном виде.
Через полтора года, когда брейсы были отменены (Косте на тот момент было 6,5 лет) врач выявил признаки рецидива на одной ноге. Это не было как-то особо заметно. Человек бегал-прыгал-ходил, всё было хорошо. Никто никогда и не заподозрил бы его в каких-то проблемах, кто не специалист. Но начинающееся ухудшение стопы было заметно профессионалу. Мы провели свою первую операцию по пересадке сухожилия.
Суть её, если пытаться объяснить простым языком, вот в чём. Хирурги берут сухожилие, одно из которых тянет эта мышца-пружинка, отклеивают от большого пальца и переклеивают на более дальние пальцы. И получается, что вместо того, чтобы заворачивать стопу вовнутрь, её начинает тянуть этим самым сухожилием наружу. Туда, куда нам надо тянуть, чтобы противодействовать нашей старательно рецидивирующей косолапости. Как по мне, идея гениальна в своей относительной простоте.
А заодно обычно ещё раз надсекают ахиллово сухожилие (над пяткой), чтобы оно в очередной раз удлинилось и растянулось, и было соответствующей возрасту длины. Чтобы не задиралась пятка.
Чтобы эта операция прошла успешно, сначала стопу обычно предварительно гипсуют сколько-то недель. Растягивая ткани, подготавливая почву для хирургов, так скажем. Потом непосредственно операция и вновь долгий гипс (у нас он было почти 2 месяца) для восстановления и заживления стопы, для укрепления сухожилий на новых местах. А потом ещё какое-то время надо учиться ходить обратно.
Вот эту всю историю мы проходили с правой ногой в 6,5 лет. Небольшая зарисовка тех времен - в статье ниже:
Правую ногу починили. Но у нас оставалась ещё левая нога! Она же тоже с врождённой косолапостью. Которая на тот момент была в целом ничего. Но после операции уже стала проигрывать правой.
Я как-то сразу настроилась, что её мы тоже прооперируем. Рано или поздно, но это случится. Ну чтобы уже быть готовой всегда. Но годы шли, врач кривился от ноги, но каждый раз говорил "пока пойдёт". И вновь и вновь.
В 10 лет у Кости началась очевидная даже мне проблема - он стал ходить на носочках. Понимаете, в нашем случае нам нужно ходить не "ну ходит и ладно", нам нужно держать ногу в максимально идеально возможном состоянии, чтобы она такой дожила до его полного роста.
Да, какие-то ортопеды и врачи говорили "у вас прекрасный результат". Смотря с чем сравнивать, да. Конечно, у нас отличный результат. Ребёнок внешне совершенно здоров. Но методика подразумевает максимальную коррекцию стопы, мы стремимся, чтобы она отличалась от здоровой как можно меньше. Конечно, она всё равно не будет такой, как здоровая. Но нам надо выжать из неё максимум, в детском возрасте.
Поэтому внезапное изменение походки меня, конечно, не обрадовало. Почему он стал ходить на носочках.
- Зачем ты так делаешь?
-Не знаю, мне так удобнее.
Ну не сам же он внезапно так придумал ходить, Костя такой ерундой точно не развлекается. Значит, ему правда так удобнее. А это ни о чём хорошем нам не говорит.
В 10 лет врач, осмотрев человека, сказал всё ещё базовое "пока ходим дальше". А вот на осмотре в 11 лет, после года таких постоянных носочков, покрутив человека и его стопу, выдался вердикт - ну тут всё, пятка уже не опускается совсем, надо оперировать.
И вот мы здесь. Дальнейшие приключения я рассказывала в телеграмме и в статьях уже в режиме "реального времени". Надеюсь, в целом теперь понятно, что-зачем почему и почему мы зачем-то то режем то гипсуем человека, по которому совершенно не скажешь, что какие-то проблемы есть. Он же ходит!
Ходит, но есть нюанс. У него в ногах - рецидивирующая "бомба замедленного действия". С которой мы вынуждены иногда сражаться. И именно из-за этого слова "рецидивирующая", ну и в целом из-за состояния стоп, у нас на машине есть жёлтый значок с инвалидной коляской. А то вдруг кого интересовало. Вот поэтому.
Всё самое свежее о нас и открытые комментарии - в телеграме: https://t.me/maniavaniadeti