Найти в Дзене

«Кобальтовая сетка»: узор-легенда

«Кобальтовая сетка» – один из самых узнаваемых орнаментов в истории не только русского, но и мирового фарфора. Этот строгий и одновременно изящный рисунок давно стал символом фарфорового завода и визуальным кодом Петербурга. Но за его лаконичной геометрией скрывается история, напрямую связанная с блокадой Ленинграда и человеческой стойкостью. В этой статье рассказываем о том, как сформировался знакомый образ. Орнамент «Кобальтовая сетка» был создан в мае 1944 года в Ленинграде, который только начинал оживать после снятия блокады. Его автор – художница Анна Яцкевич (1904–1952), одна из ведущих мастериц ленинградской школы декоративно-прикладного искусства. Работа над узором велась в канун 200-летия завода, и тогда никто тогда и не предполагал, что рисунок станет мировой классикой. Существует версия, что «Кобальтовая сетка» родилась из памяти художницы, которая прошла всю блокаду и запомнила эти страшные дни: перекрещенные линии напоминают лучи прожекторов, разрезающих ночное небо, и ок

«Кобальтовая сетка» – один из самых узнаваемых орнаментов в истории не только русского, но и мирового фарфора. Этот строгий и одновременно изящный рисунок давно стал символом фарфорового завода и визуальным кодом Петербурга.

Но за его лаконичной геометрией скрывается история, напрямую связанная с блокадой Ленинграда и человеческой стойкостью. В этой статье рассказываем о том, как сформировался знакомый образ.

Орнамент «Кобальтовая сетка» был создан в мае 1944 года в Ленинграде, который только начинал оживать после снятия блокады. Его автор – художница Анна Яцкевич (1904–1952), одна из ведущих мастериц ленинградской школы декоративно-прикладного искусства. Работа над узором велась в канун 200-летия завода, и тогда никто тогда и не предполагал, что рисунок станет мировой классикой.

Существует версия, что «Кобальтовая сетка» родилась из памяти художницы, которая прошла всю блокаду и запомнила эти страшные дни: перекрещенные линии напоминают лучи прожекторов, разрезающих ночное небо, и окна, заклеенные крест-накрест для защиты от взрывной волны.

Анна Яцкевич не покидала художественную лабораторию в городе всю войну, ведь завод продолжал работать. Перед его зданием на Неве пришвартовались три военных корабля, и художники фабрики помогали скрыть их от вражеских наблюдателей, используя фарфоровые краски для камуфляжа. До тех пор, пока хватало топлива, предприятие выпускало посуду для ленинградских госпиталей.

Эскадренный миноносец «Свирепый» пришвартован к пристани у ГФЗ имени Ломоносова, вблизи Володарского моста. Апрель 1943 года. Ленинград.
Эскадренный миноносец «Свирепый» пришвартован к пристани у ГФЗ имени Ломоносова, вблизи Володарского моста. Апрель 1943 года. Ленинград.

В марте 1946 года Анну Адамовну наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда».

-5

Есть и альтернативная версия происхождения узора. Согласно ей, в основе рисунка лежит орнамент сервиза «Собственный», принадлежавшего императрице Елизавете Петровне.

Предметы из собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны, созданные на ИФЗ
Предметы из собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны, созданные на ИФЗ

Анна Яцкевич получила орден Красной Звезды за создание «Кобальтовой сетки», но не дожила до ее всемирного признания. Лишь в 1958 году орнамент был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Это стало неожиданностью: сервиз не создавался специально для мероприятия и уже более десяти лет входил в постоянный ассортимент ЛФЗ (тогда – Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова / Ломоносовский фарфоровый завод).

-7

Роспись каждого изделия выполнялась вручную кистью, а на поверхности фарфора делали специальные желобки, чтобы линии получались ровными. Окончательный вариант орнамента создала ученица Анны Адамовны – Ольга Долгушина.

-8

Отметим, что с конца XX века завод частично перешел на деколь – переводную технологию нанесения рисунка, ведь она удешевляет производство. Кстати, коллекционеры по-прежнему ценят именно ручную роспись за ее живую текстуру и собирают фарфоровую посуду по всему миру.

Свой глубокий оттенок роспись получает только после обжига
Свой глубокий оттенок роспись получает только после обжига

Важно и то, что Анне Яцкевич принадлежит авторство логотипа Ломоносовского фарфорового завода – клейма, которым с 1936 года маркировались изделия ЛФЗ.

-10

Сегодня «Кобальтовая сетка» – это уникальный авторский декор Императорского фарфорового завода, который знают и ценят по всему миру.

-11

Глубокий кобальтовый цвет, золоченые акценты и тонкая геометрия сейчас используется более чем на ста изделиях. И это редкий случай, когда фарфоровый узор становится не просто украшением, а носителем памяти – о городе, о людях и о силе искусства, способного пережить даже самые темные времена.

Фото: Императорский фарфоровый завод

Еще больше материалов об интересных дизайнерских решениях и готовых интерьерах можно прочитать в журнале «Интерьер & Дизайн». Электронная версия доступна по этой ссылке.

Наши соцсети:

VK – https://vk.com/kubaturamall

Telegram – https://t.me/kubaturamall

Youtube – https://www.youtube.com/@kubaturamall

Сайт – https://kubaturamall.ru