Найти в Дзене

НейроПрикол 🧠 Как окситоцин рисует границы: свои vs чужие

Часто думают, что окситоцин — это про обнимашки и доверие. На самом деле это мощный нейромодулятор, который физиологически снижает страх и усиливает привязанность. Он создает нейробиологическую «зависимость» от конкретного человека или группы. С точки зрения эволюции, окситоцин помогал нам выживать, скрепляя мать и ребенка, племя и союзников. Но этот древний механизм может давать сбои. Исследования показывают, что дефицит окситоцина обнаружен при нервной анорексии или РАС. Например, при анорексии искаженная погоня за идеалом тела может быть отчаянной попыткой мозга заслужить принятие «племени», которого он не чувствует на химическом уровне. Для человека с РАС простые социальные взаимодействия — это не радость, а перегрузка. Что не так с окситоцином? Его цена — твоя объективность. Он может ослеплять, заставляя видеть своих в идеальном свете, даже когда они вредят. И одновременно — оправдывать равнодушие или несправедливость к чужим. А главное — мозг научился получать его обходными п

НейроПрикол 🧠 Как окситоцин рисует границы: свои vs чужие

Часто думают, что окситоцин — это про обнимашки и доверие. На самом деле это мощный нейромодулятор, который физиологически снижает страх и усиливает привязанность. Он создает нейробиологическую «зависимость» от конкретного человека или группы.

С точки зрения эволюции, окситоцин помогал нам выживать, скрепляя мать и ребенка, племя и союзников. Но этот древний механизм может давать сбои.

Исследования показывают, что дефицит окситоцина обнаружен при нервной анорексии или РАС. Например, при анорексии искаженная погоня за идеалом тела может быть отчаянной попыткой мозга заслужить принятие «племени», которого он не чувствует на химическом уровне. Для человека с РАС простые социальные взаимодействия — это не радость, а перегрузка.

Что не так с окситоцином?

Его цена — твоя объективность. Он может ослеплять, заставляя видеть своих в идеальном свете, даже когда они вредят. И одновременно — оправдывать равнодушие или несправедливость к чужим.

А главное — мозг научился получать его обходными путями. Чувствуешь моральное превосходство, когда ругаешь неправильных людей с друзьями? Поздравляю, ты получил порцию окситоцина от сплочения против общего врага. Это быстрый, но токсичный способ почувствовать связь и правоту, который затягивает.

Почему это ловушка?

Терпишь токсичные отношения, потому что «это же семья/друг/свой человек».

Оправдываешь плохое поведение своей группы, закрывая глаза на последствия.

Бессознательно делишь мир на наших и остальных, теряя способность к справедливой оценке.

Что делать?

✓ Осознай границы своего «племени». Кто входит в него по привычке, а кто — по ценности?

✓ Спрашивай не «свой ли он?», а «здорова ли эта связь?» Доверие не должно отменять самоуважение.

✓ Проверяй свою лояльность. Она основана на страхе потерять связь или на осознанном выборе?

✓ Расширяй круг, не замыкайся в старых границах. Новые здоровые связи — лучший регулятор.

Окситоцин может дать тебе своих и чувство дома, а может загнать в узкий круг, из которого страшно и невыгодно выйти. Выбираешь ты или за тебя?

P.S. Следующий НейроПрикол будет о том, как кортизол из защитника превращается в тирана.