Найти в Дзене

Фандрайзинг 2026: как составить план на год

Хотите привлекать больше крупных пожертвований и перестать тратить силы на мелкие сборы? Мы составили готовый алгоритм фандрайзингового плана на 2026 год: от оценки скрытых расходов до «плана Б» на случай хаоса Мария ИВАНОВА, редактор Ксения ТАТАРНИК Планирование фандрайзинга можно представить как строительство нового здания – необходимо учитывать ландшафт, подготовить площадку, следовать архитектурному плану, использовать первоклассные инструменты и привлекать необходимых специалистов. На мастермайнде «Финансовая устойчивость НКО: фандрайзинговый план на год» ментор по фандрайзингу Анастасия Ложкина рассказала, как посчитать скрытые расходы на фандрайзинг, распределить приоритеты и чему важно 50 раз сказать «нет» в новом году. В 2026 году успешность фандрайзинга все больше определяется GR-инструментами – умением синхронизировать проекты НКО с актуальной повесткой, госпрограммами или способностью влиять на них. «Инвестировать нужно в GR, – обращает внимание Анастасия. – В одном из неда
Оглавление

Хотите привлекать больше крупных пожертвований и перестать тратить силы на мелкие сборы? Мы составили готовый алгоритм фандрайзингового плана на 2026 год: от оценки скрытых расходов до «плана Б» на случай хаоса

Мария ИВАНОВА, редактор Ксения ТАТАРНИК

Планирование фандрайзинга можно представить как строительство нового здания – необходимо учитывать ландшафт, подготовить площадку, следовать архитектурному плану, использовать первоклассные инструменты и привлекать необходимых специалистов.

На мастермайнде «Финансовая устойчивость НКО: фандрайзинговый план на год» ментор по фандрайзингу Анастасия Ложкина рассказала, как посчитать скрытые расходы на фандрайзинг, распределить приоритеты и чему важно 50 раз сказать «нет» в новом году.

Учтите тренды и составьте «план Б» на случай хаоса

В 2026 году успешность фандрайзинга все больше определяется GR-инструментами – умением синхронизировать проекты НКО с актуальной повесткой, госпрограммами или способностью влиять на них. «Инвестировать нужно в GR, – обращает внимание Анастасия. – В одном из недавних кейсов работы с НКО мы начали с интеграции GR-специалиста. Через год к ним в качестве корпоративного партнера пришла одна из крупнейших российских компаний, а размер фандрайзингового чека вырос до 45 млн рублей». PR-активность организации в этой конструкции следует за GR-приоритетами.

Еще четыре тренда, которые повлияют на работу фандрайзеров в 2026 году:

  • переток частных и массовых доноров на фандрайзинговые платформы (в основном в связи со сложностями доступа к мобильному интернету и общим снижением уровня жизни, сокращением мелких пожертвований);
  • спад участия в финансировании социальных проектов в малом и среднем бизнесе;
  • рост числа состоятельных людей и крупных частных капиталов;
  • увеличение количества грантовых программ.

Параллельно с планом 2026 года составьте «план Б» – что вы будете делать в ситуации массового кризиса цифровых носителей. Как вы будете строить фандрайзинг, если люди перестанут так часто заходить на ваш сайт или в ваши соцсети, приходить к вам через рекламу? Подумайте, как вам коммуницировать с уже существующими донорами, удерживать и мотивировать их.

Оцените скрытые расходы и самые дорогие по затратам усилий, времени и денег пожертвования

-2

Соберите ключевые данные по объему привлеченных в 2025 году средств среди основных источников: частные доноры, бизнес, гранты, мероприятия, платформы, эндаументы, регулярные доноры. Главным выводом на этом этапе должен стать ответ на вопрос: где мы получили наилучший результат при наименьших вложениях? Именно эти источники станут основой плана 2026 года.

Тщательно выпишите количество активных доноров и имена/названия ключевых партнеров, а также реальные затраты на фандрайзинг – включая скрытые, как, например, время сотрудников, занимающихся подготовкой и сопровождением грантов, затраты на организацию мероприятий или реальную стоимость digital-инструментов рекламы, фонд заработной платы фандрайзера.

Нужно понять, какой процент составляли реальные затраты на фандрайзинг в бюджете, оценить разнообразие источников поступлений. Распространенные иллюзии – оценивать эффективность мероприятий по объему сборов, а не прибылью после вычета всех расходов, и считать гранты легкими и дешевыми деньгами. «Грантовая деятельность будет увеличиваться, – предупреждает Анастасия, – но чем больше вы привлекаете средств за счет грантов, тем меньше у вас будет денег на административные расходы. А инфляция будет «съедать» средства, заложенные в грантовой заявке на привлечение специалистов, и вы не сможете их привлекать для проектов на этих условиях».

Для организаций с бюджетом до 10-15 млн рублей гранты по-прежнему будут важным источником финансирования, а вот привлечение отдельного фандрайзера в штат окупаться не будет.  Внимательно отнеситесь к оценке затрат на массовый фандрайзинг. Опыт показывает: дороже всего в пересчете на затраченные усилия и деньги обходятся мелкие пожертвования в размере 100–700 рублей, а дешевле всего – самые большие пожертвования от крупных корпоративных партнеров.

Составьте стоп-лист 2026 года, чтобы не отвлекаться от главного

-3

Чтобы держать фокус на важных фандрайзинговых активностях в наступающем году, составьте стоп-лист – четкий список того, что не нужно делать. В противном случае вас все время что-то будет отвлекать, предупреждает Анастасия.

Что внести в этот перечень:

  • Мероприятия-пустышки. Ярмарки, акции и фестивали, которые не приносят чистой финансовой прибыли или не способствуют привлечению лояльных доноров. Мероприятия, важные для PR-целей, должны проводить сотрудники, отвечающие за внешние коммуникации, а не за фандрайзинг.
  • Ритуальное участие в событиях. Посещение конференций и форумов «для галочки», без четкой цели установить конкретные контакты или получить конкретные знания. Часто одного точно выбранного обучающего курса в год более чем достаточно. Практика важнее.
  • Убыточные гранты. Подача заявок на финансирование, где затраты на администрирование и отчетность съедают львиную долю бюджета проекта. Поставьте минимальную планку размера грантовой заявки. Для крупных организаций это суммы от 5 млн рублей.
  • Сизифов труд по привлечению «натурой». Перевод фандрайзинговых усилий на поиск мелкой материальной помощи (канцтовары, продукты), отвлекающий от ключевой задачи, – привлечения денежных средств.
  • Манипулятивный контент для активизации рекламных возможностей в интернете. Эмоциональный шантаж по-прежнему соблазнителен для быстрых сборов, но такая тактика привлекает случайную, часто токсичную аудиторию и наносит долгосрочный ущерб репутации.

«Кстати, если вы боитесь отказать кому-нибудь, то поставьте себе в план на 2026 год отдельную цель – сказать 50 «нет» и объяснить почему. Например, руководитель хочет, чтобы вы опять провели ярмарку на городском мероприятии, потому что это традиция. Если это важно только для PR вашей НКО – скажите «нет», – советует Анастасия Ложкина.

Выберите 3–5 приоритетов, включая коммерческую деятельность

-4

Исходя из данных прошлого года, определите три, максимум пять, ключевых источников финансирования, на которых вы сосредоточитесь. Это могут быть, например, «Крупный корпоративный бизнес», «Состоятельные частные жертвователи» и «Фандрайзинговые платформы».

Для каждого выбранного направления зафиксируйте измеримую цель в рублях, его целевой процент в общем бюджете, назначьте ответственного и оцените потенциал роста. Важно проявить стратегическую строгость. Если в вашем списке приоритетов оказывается десять пунктов, значит, приоритетов по-прежнему нет.

Также стоит трезво оценивать потенциал малого и среднего бизнеса в 2026 году: в сложной экономической ситуации этот сегмент скорее подходит для поддержания текущих отношений, чем для агрессивного роста. «И помните золотое правило работы с крупными компаниями: выстраивать коммуникацию нужно напрямую с головным офисом, минуя региональные представительства», – отмечает Анастасия.

Отдельно с точки зрения планирования выделите точки роста, где вы можете вырасти кратно – полагаясь на аналитику, на ваши данные. Это может быть работа с частными донорами, а может быть – запуск коммерческой деятельности. Инициативы могут окупиться в перспективе полутора-двух лет, и это также стоит прописать в плане. «Я сторонница коммерческой деятельности. Без нее никак, вносите ее в устав, – настаивает Анастасия. – Некоторым компаниям быстрее оформить спонсорство, так как пожертвование требует согласования до двух и более месяцев. Поэтому для многих компаний спонсорство является более простой моделью взаимодействия с некоммерческой организацией». Но помните, что спонсорство – часть коммерческой деятельности, и подлежит налогообложению.

Следите за ROI и реальной стоимостью привлечения одного рубля для каждого канала фандрайзинга

Экономический здравый смысл должен лежать в основе каждого решения. Внедрите регулярный расчет возврата на инвестиции (ROI) и реальной стоимости привлечения одного рубля для каждого канала. Проведите проверку на прочность: выделите пять крупнейших доноров в каждом сегменте. Если на их долю приходится более 40% поступлений, ваша модель балансирует на грани хрупкости.

Годовой план, не разбитый на конкретные квартальные и месячные задачи, остается красивой абстракцией. Сила намерения проявляется в ближайших действиях. Сфокусируйтесь на первых трех месяцах года и для каждого приоритета пропишите четкие шаги. «Когда я работала в «Арифметике добра», у меня в плане действий первым пунктом была публикация годового отчета к 30 января, – вспоминает Анастасия. – Потому что годовой отчет для меня, как фандрайзера работы с крупными донорами и бизнесом, является инструментом привлечения ресурсов».

Закрепите этот переход к практике личными обязательствами на ближайшие две недели. Сформулируйте для себя: а) чья помощь вам нужна (например, привлечь интернет-маркетолога или дизайнера) и б) от чего вы откажетесь (например, от запросов на привлечение напитков-конфет-подарков на мероприятие).

Итоговая цель – построить здание, способное пережить колебания внешней среды. Классической формулой такой устойчивости считается распределение: 50% поступлений от частных лиц, 30% – от бизнеса (с упором на крупный), 20% – от грантовой и коммерческой деятельности.

Рисунки Варвары ГРАНКОВОЙ