Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Гимн науке или чужие как мы: Ледяная скорлупа" Бориса Штерна

Научно-популярные книги в форме художественной фантастики — явление не то чтобы уникальное, но достаточно редкое, и не всегда они получаются удачными, поэтому каждый раз, когда эти качества сходятся — большая удача. В случае произведения, о котором сегодня пойдет речь, совершенно точно знал, чего ждать, поэтому у меня не было ни разочарований, ни внезапных озарений. Для тех кто не знает, Борис Евгеньевич Штерн (не путать с Борисом Гедальевичем Штерном, советским фантастом) — современный российский астрофизик, популяризатор науки и по совместительству писатель-фантаст. Написал он пока всего три книги и на одну из них, роман "Феникс сапиенс", я уже делал обзоры. Сегодня наконец дошла очередь и до второй, которая называется "Ледяная скорлупа". Как обычно, в процессе подготовки и сбора материалов для обзора я просмотрел кой-какую критику отзывы об этой книге Бориса Евгеньевича. Из прочитанного мне стало ясно, что большинство читателей, к сожалению, неправильно поняли формат книги. Форма

Научно-популярные книги в форме художественной фантастики — явление не то чтобы уникальное, но достаточно редкое, и не всегда они получаются удачными, поэтому каждый раз, когда эти качества сходятся — большая удача. В случае произведения, о котором сегодня пойдет речь, совершенно точно знал, чего ждать, поэтому у меня не было ни разочарований, ни внезапных озарений.

Для тех кто не знает, Борис Евгеньевич Штерн (не путать с Борисом Гедальевичем Штерном, советским фантастом) — современный российский астрофизик, популяризатор науки и по совместительству писатель-фантаст. Написал он пока всего три книги и на одну из них, роман "Феникс сапиенс", я уже делал обзоры. Сегодня наконец дошла очередь и до второй, которая называется "Ледяная скорлупа".

-2

Как обычно, в процессе подготовки и сбора материалов для обзора я просмотрел кой-какую критику отзывы об этой книге Бориса Евгеньевича. Из прочитанного мне стало ясно, что большинство читателей, к сожалению, неправильно поняли формат книги. Формально, конечно, «Ледяную скорлупу» можно отнести к научной фантастике — все-таки в ней вроде бы описывается развитие внеземной цивилизации, живущей в принципиально отличных от людей условиях — в глубинах океана под ледяной поверхностью спутника Юпитера Европы. И если рассматривать ее именно с такой точки зрения, то вроде бы критики правы, и книга не самая гениальная.

Только вот это совершенно не та точка зрения.

Книга на самом деле вовсе не инопланетянах. Основа сюжета — не они, и даже главные герои это не те, кто выступает основными действующими лицами в череде эпизодов, описывающих историю океанической цивилизации. Потому что главный герой «Ледяной скорлупы» это наука и научный метод познания мира, единственно возможный и эффективный. А странные инопланетяне — пелагические обитатели океана, с принципиально иным метаболизмом, развитой эхолокацией (что естественно в условиях практически отсутствующего освещения) — это всего лишь декорации, необходимые для раскрытия главной темы.

Так вот, Штерну понадобились именно такие странные носители разума, о чем он и сам пишет в предисловии. По сравнению с нами они живут в куда более невыгодном положении: нам-то достаточно голову поднять, чтобы увидеть солнце, луну и звездное небо. А им все перекрывает ледяная скорлупа, от которой даже не получить четкую эхолокационную картину (почему так, объясняется в книге, пересказывать не стану — читайте). Смогут ли разумные существа в таких условиях прийти к выводу о существовании Солнца и (что для них на самом деле крайне важно) — гигантского Юпитера, вокруг которого обращается их родной мир, о множественности миров? И Штерн наглядно демонстрирует что, при условии применения научного метода — да, смогут.

-3

То, что психологически европеане — копия нас, землян, на мой взгляд неважно. Конечно, в реальности, такие существа психологически будут радикально от нас отличаться, но Борис Евгеньевич — астрофизик, а не ксенопсихолог, и вполне разумно не стал углубляться в области, ему малознакомые, справедливо рассудив, что какой бы ни была психология, а физические законы везде одинаковые, а, значит, и научный метод их познания тоже будет таким же.

Я, кстати, едва начав читать книгу, подумал, что ее буквально можно воспринимать как учебник природоведения, только написанный не в зубодробительной дидактической манере, испокон веков высушивающей мозги всем школьникам мира, а в форме увлекательного рассказа о жизни на другой планете (в данном случаен неважно, что это спутник). Штерн буквально вставляет в повествование образцы расчетов, схемы и графики причем если смотреть на книгу именно как научно-популярную и образовательную, то делает это очень и очень гармонично. Конечно, тем, кто хотел боев на бластерах с жукоглазыми монстрами и странных интриг в закулисье инопланетной империи, это показалось скучным и банальным.

Вместо этого «Ледяная скорлупа» рассказывает, каким образом из накопления эмпирических данных обычными ремесленниками и мастеровыми возникает представление о научной теории. Ведь на самом деле примерно то же самое происходило и у нас. Любой средневековый каменщик знал, что вне зависимости от того, что сказал священник на воскресной проповеди, его любимый отвес никогда не подведет, и замковый камень в арке должен быть именно такой формы, а иначе все развалится. Любой античный кормчий знал, что, сколько жертв Посейдону не принеси, если галеру перегрузить, она пойдет по дну, и был отлично в курсе ее грузоподъемности — задолго до того, как Архимед сформулировал закон своего имени.

Думаю, Борис Евгеньевич, отлично понимет условность наложения человеческой психологии на таких отличных от нас европеан, и потому использовал это для придания книге дополнительной плоскости — сатирической, ведь цивилизация на Европе это прямая карикатура на нашу. Конечно, автор явно оптимист, и его европеане в итоге сумели более-менее преодолеть все социальные катаклизмы (которые сами же себе и создали, прямо как мы), и, как мне кажется, какая-то часть тех, кто остался книгой недоволен, была задета именно этой ехидной сатирой. С одним я с совершенно согласен: для выживания разумного вида абсолютно нужен межпоколенческий альтруизм, формулируемый на последних страницах книги, распространяющийся как минимум на семь поколений. Позиция «после нас хоть потоп» это кратчайший путь в цивилизационный и эволюционный тупик. Очень хотелось бы верить (хотя с каждым днем это все труднее), что эту простую истину поймет как можно больше нас — хомо пока еще не очень сапиенсов.

Кстати, если вы хотите поддержать очень важное и довольно неблагодарное дело популяризации науки, то можете, например, приобрести «Ледяную скорлупу». Ссылки я давать не буду, книга запросто находится простым запросом на нескольких интернет-платформах. Я редко призываю напрямую что-то приобрести, и поверьте, никакой выгоды (кроме морального удовлетворения) от этого не имею. Борис Евгеньевич даже не подозревает, что я ему сейчас тут делаю рекламу, и тем лучше.

Ну а я пошел читать следующую новую книгу, так что оставайтесь на канале - будет интересно!