Найти в Дзене

😱 Почему мы выходим на работу больными

? 47% россиян работают с температурой. Это не про трудолюбие, а про систему, страх и бедность. Почти половина работающих россиян (47%) за последний год, хотя бы раз выходили на работу, будучи больными. Такие результаты опроса сервиса Superjob, в котором приняли участие 1600 трудоустроенных респондентов. Чаще других на работу в болезненном состоянии выходили женщины (51 против 44% среди мужчин), люди с высшим образованием (49%) и сотрудники с невысоким доходом (51% среди тех, кто зарабатывал до 80 тысяч рублей в месяц). Подавляющее большинство компаний (73%) не предусматривают заболевшим никаких доплат поверх государственного пособия. Лишь 11% работодателей поддерживают сотрудников во время болезни. Это создает систему, в которой болеть официально невыгодно ни работнику, ни работодателю. В основе проблемы экономический расчет обеих сторон. Текущее законодательство гарантирует работнику сохранение заработка на период болезни. Есть финансовые ограничения: три первые дня временной нет

😱 Почему мы выходим на работу больными?

47% россиян работают с температурой. Это не про трудолюбие, а про систему, страх и бедность.

Почти половина работающих россиян (47%) за последний год, хотя бы раз выходили на работу, будучи больными. Такие результаты опроса сервиса Superjob, в котором приняли участие 1600 трудоустроенных респондентов.

Чаще других на работу в болезненном состоянии выходили женщины (51 против 44% среди мужчин), люди с высшим образованием (49%) и сотрудники с невысоким доходом (51% среди тех, кто зарабатывал до 80 тысяч рублей в месяц).

Подавляющее большинство компаний (73%) не предусматривают заболевшим никаких доплат поверх государственного пособия. Лишь 11% работодателей поддерживают сотрудников во время болезни. Это создает систему, в которой болеть официально невыгодно ни работнику, ни работодателю. В основе проблемы экономический расчет обеих сторон.

Текущее законодательство гарантирует работнику сохранение заработка на период болезни. Есть финансовые ограничения: три первые дня временной нетрудоспособности оплачивает сам работодатель из собственных средств. Начиная с четвертого дня выплаты производит Социальный фонд России (СФР).

Расчет больничного на 26-м году зависит от стажа: до 5 лет - 60% от зарплаты, 5-8 лет - 80%, более 8 лет - 100% от заработной платы. И имеет лимиты:

- Максимум в день - 6 827 руб.

- Максимум в месяц 205 тысяч рублей при 100% стаже

- При стаже менее 5 лет - до 123 тысяч руб/мес.

Для высокооплачиваемых сотрудников (доход выше 205 тысяч рублей в месяц), выплата по больничному после НДФЛ будет существенно ниже зарплаты. Предельный размер ограничений таких выплат является одной из причин, по которой работники, особенно с высокой зарплатой и небольшим стажем, продолжают ходить на работу с недомоганием.

Трудовой кодекс позволяет улучшать положение работников через коллективные договоры, доплачивая до среднего или полного клада. Но это право, а не обязанность бизнеса, поэтому применяется редко.

В некоторых компаниях заболевших “отправляют домой”, а если можно работать удаленно, за ним сохраняется полная зарплата. Противоположная модель "работай или уйди" использует деление дохода на постоянную переменную часть.

Уходя на больничный, сотрудник лишается премии, а при серых схемах - выплат. Им больничный не выгоден, так как рассчитывается по белому окладу, а серая часть удерживается.

Крупные компании строже соблюдают закон из-за высоких репутационных штрафных рисков. Во многих частных компаниях болезнь воспринимается почти как саботаж, и руководство реагирует крайне негативно. Руководство негласно транслирует установку, что болеть некогда. Сотрудники, опасаясь подвести начальство или столкнуться с негативной реакцией на свое отсутствие, выходят на работу даже больными. Этот страх работников подкреплен вполне реальными рисками:

1. Финансовый. Из-за ограничений для многих выплаты по больничному это - потеря дохода.

2. Карьерный. Во многих компаниях болезнь рассматривают почти как саботаж. Руководство «негласно транслирует установку, что болеть некогда». Опасаясь прослыть ненадёжным, лишиться премии (особенно при «серых» схемах), люди жертвуют здоровьем. Их страх понятен, это вариант самосохранения в токсичной среде.

3. Культурный. Подвиг как норма. С детства в нас вкладывают: «будь полезным, не подводи». Болезнь становится синонимом слабости, а отдых — вины. В компаниях работает культура токсичного героизма. Сотрудники идут на компромисс со здоровьем, чтобы соответствовать. Результат - простуда перерастает в осложнения или хронические болезни. Организм, который должен бороться с вирусом, вынужден тратить силы еще и на работу.

В итоге это дорого обходится всем, а система работает так, чтобы перекладывать риски на самого уязвимого - работника.

Но есть и личный выбор: мы либо снижаем цену своего здоровья, торгуясь за одобрение начальства, либо начинаем защищать себя: оформлять больничный без угрызений совести, уходить из компаний с культурой «героизма».