Надеюсь, вы его ждали. Письмо готово. Как всегда в начале напомню, что это ПЕРЕВОД писем русской путешественницы, жены дипломата Фредерики Афанасьевны Фрейганг, которая в 1811 году поехала вместе с мужем и детьми в Грузию и Персию и, к счастью для нас, ее путь пролегал в том числе недалеко от тех мест, где мы с вами живем или любим приезжать сейчас. Если вы на эту публикацию попали впервые, в конце письма будет ссылка на всю подборку.
ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ
Владикавказ,
8 ноября 1811г.
Я так часто говорила о Кавказе, что будет кстати поближе Вас с ним познакомить. Заметки, что я передам, - от нашего старого Коменданта, который отлично знает и край, и его обитателей.
Расположен Кавказ между Черным и Каспийским морями, а о тех, кто здесь проживает, ничего не было известно до бессмертной Екатерины II, это она дала приказ с ними познакомиться. В сердце местных Альп расположена вторая Гельвеция, но такая, где культура еще лишь на первом уровне развития. Гюльденштедт и Райнеггс, отправившись в сей любопытный край под покровительством Императрицы Российской, особо отметим Райнеггса, посетившего Кавказ пять раз, составили описание о внешности людей, географии и политике.
Ширина это длинной горной цепи не одинакова повсюду. От Моздока до Тифлиса - приблизительно 282 версты. Там, где горы пересекаются в одном направлении на севере Тереком и на юге Арагвой, ширина от Балты до Мцхеты 112 верст.
Долина, в древности известная как Porta Cumana, (* ворота Кавказа, вероятно, речь идет об ущелье реки Дарьял) вытянута на 175 верст.
Практически невозможно точно вычислить высоту гор. Большая часть этих вершин скрывается в облаках. Потоки, пропасти, лавины делают их недосягаемыми. Главные пики либо скованы вечным льдом, либо это совершенно засушливые гранитные скалы. Другие же, как бы состоят из нескольких этажей - подножие покрыто лесами, середина без какой бы то ни было растительности и вершина, обычно покрытая снегом или льдом.
К тому же горы разветвляются во все стороны. На тех, что с минимальной возвышенностью - сланцевых, из живого видны березы, сосны, можжевельник и другие альпийские растения. Затем грядет следующая горная линия - известняковая, она покрыта густой растительностью. Цепь высоких гор не длиннее 7 верст.
Кавказ - резервуар большого количества речек, которые текут во все стороны.
В этих горах есть богатые месторождения, большая часть которых малоизвестна, как богатый скупец, чье единственное и бесплодное богатство состоит в золоте, которым он обладает, горные толщи без земли и растительности стоят лишь тех сокровищ, что они укрывают.
Лишь на самых невысоких горах и в долинах Кавказа возможно земледелие. Обитатели высот живу разве что своим скотом и охотой.
По некоторым точным подсчетам, на Кавказе живет миллион мужчин, способных взять в руки оружие, что делает население огромным, если добавить сюда еще женщин и детей.
Сей люд состоит во многих племенах, они говорят на разных языках, имеют отличные нравы. Но есть и схожее в характере - страсть к независимости, мужество, любовь к оружию, склонность к разбойничеству и, наконец, более или менее дикий образ жизни.
Необходимость постоянно продумывать вопрос защиты, очевидно, выстроила у них естественную тягу к оружию; но смелость кавказца исходит из его врожденной дикости. Он атакует яростно, сопротивляется бешено и мстит жестоко.
По природе ленивый, он избирает разбойничество своим ремеслом, и часто единственным источником существования. Изо всех увлечений, каким он предается, месть - вот его вотчина. Если он не смог ее осуществить перед смертью, то завещает детям.
Соблазнившись без труда сорвать куш, он следует за своим предводителем по первому зову; с ним и подобно ему он идет сквозь все опасности, но как только он понимает, что выгода призрачна, уходит от главаря также стремительно, как к нему присоединялся.
Вечно странствующий, неуверенный в собственном существовании, он не знает либо не ценит прелести оседлой жизни. Свободный сердцем и рассудком от всех привязанностей, он не относится с любовью к жене и детям, он видит в них часть своей собственности, наравне со скотом. Этим он кажется странным не только с точки зрения закона или веры, но еще и будто бы пренебрегает своей природой. Также, когда старость вынуждает его сложить оружие, старший сын встает на его место, и с этой поры старик , переставая быть важной персоной, удаляется и обитает в самой темной части дома, где без особого уважения и ничьей привязанности, ожидает смерти со стоицизмом, достойным восхищения, если бы он не был результатом недостатка культуры.
Различают пять периодов, в которые население Кавказа росло за счет новых нашествий.
Лезгины, гиссы (или гассы), монголы, арабы и, наконец, татары, приведенные Чингисханом, Тамерланом и Батыем, успешно влились в население этого края.
Все жители Кавказа либо магометане, либо язычники, среди них совсем немного христиан. Царица Грузии Тамара принесла сюда христианскую веру, но с течением веком она была смещена мусульманством. Видны еще развалины церквей, которые Тамара приказывала возвести. От христианства здесь остался пасхальный пост, который местные строго соблюдают, и пасхальные праздники для них настолько святы, что в это время нельзя мстить.
Чеченцы виртуозы в искусстве разбоя. Они нападают даже на своих. Чеченец, сражающийся с чеченцем, обдирает противника до нитки и убивает, в то время как, если ему попадается христианин, он начинает с того, чтобы его ограбить, а затем помещает под стражу ради выкупа.
Несмотря на непрекращающееся мародерство, которое чеченец выбрал ремеслом, его дом не представляет из себя ничего кроме логова, лишенного всех условий. Его кровать - кусок шкуры возле очага. Он питается грубым полусырым хлебом, который изготавливает сам. Этот хлеб, еще дымящийся, и кусок недожаренного мяса вместе с самогоном, который он весьма уважает, составляют его роскошный обед. Пока еще есть украденная провизия, он ничего не делает, и прерывает праздность лишь для того чтобы осведомиться о новостях.
Чеченцы мало занимаются сельским хозяйством. Выращивают лишь немного ячменя, пшеницы, табака и лука. Женщины заняты домоводством, у мужчин -из важных дел - охота, разбой и безделье. Они среднего роста, но очень крепкие и отважные. Угодливые от страха или недоверия, они услужливы особенно по отношению к богатым и или чужакам, надеясь что-то получить взамен. Из оружия у них есть ружье, кинжал и сабля, иногда еще пика и щит.
Никогда чеченец не выходит из дома, не вооружившись палкой, на конце которой расположен железный шар с тремя треугольными шипами. Это смертоносное орудие называется топус.
Осетины мало отличаются от чеченцев. Они пользуются луком и стрелами, но и ружье у них в ходу. Они болтуны и весьма сварливы. Беспрестанно угрожая друг другу ружьем, кинжалом или стрелой, они развлекаются обычно, создавая шумиху, легко мирятся вновь, особенно когда некто третий желает отметить найденный компромисс стаканом самогона или напитком похожим на очень крепкое пиво, которое они умеют варить.
Дома окружены чаще всего стеной или палисадом, увенчанным головами лошадей и прочими останками.
Когда осетин умирает, его вдова кричит, рвет на себе волосы, расцарапывает лицо и грудь; такое отчаяние порой исходит от невозможности повторно выйти замуж. Она беспрестанно хочет наложить на себя руки, воспользовавшись ножом или камнем, утопиться или броситься со скалы. Но ее постоянно оберегают окружающие, в первые три для траура не покидая ни на миг. Еще три для проходят в соболезнованиях, люди едят и пьют за ее счет, воспоминая лишь о заслугах покойного, а затем, как правило, он быстро повергается в забвению.
У осетин на высотах можно увидеть развалины церквей, которые Принцесса Тамара велела построить и которые были покинуты с принятием магометанства.
Дух возмездия у осетин ничуть не меньше, чем у других народностей Кавказа. Сея жестокая страсть бывает отложена с помощью подарков, но всегда остается угроза ее свершения. Часто тот, кто горит желанием отомстить, живет в одном обществе с будущей жертвой, он выжидает момент, чтобы воткнуть клинок в сердце врага. Противоположная сторона постоянно начеку и таким образом они живут будто бы постоянно в разведке. Часто 20 лет проходит перед тем, как месть может быть осуществлена, и если тот, кто должен был пасть от удара обидчика, скончался, месть переносится на сына или на самого близкого родственника усопшего.
Один осетин так убил другого, старший сын покончил с палачом своего отца. После того, как месть была исполнена, он забрал себе его сына, который собирался покончить с собой. Этот пятилетний ребенок был выращен как собственное чадо, а став взрослым, заставлял себя себя молчать о том, что знал, только чтобы месть не продолжилась, какими бы ни были последствия для него самого.
Часто в гробницах этих народов находят медали времен Парфы и куфические монеты. Горы Дагестана населены таулинцами и лезгинами; их убежища недоступны, и они живут полностью независимо, равно как тагаурцы и ингуши.
Кабардинцы, поделенные по месту обитания на большую и малую Кабарду, магометане, как и все остальные. Они живут на берегах многочисленных рек, ими правят их собственные князья. Они пользуются ружьями, но предпочитают сабли, и у многих среди них имеются кольчуги. У них есть обычай выстрелить лишь раз; после чего они набрасываются на врага с саблей в руке. Их предводители должны отличаться храбростью и первыми бросаться в опасность. С детства он учатся обращаться с оружием и и держаться на их великолепных скакунах.
Мирный договор 1739 г. между Россией и Османской империей предусматривал, что кабардинцы останутся свободной нацией, но с урезанными границами, что набеги, предпринимаемые ими, что в одну, что в другую империи, будут жестоко наказываться, и что в качестве гаранта всеобщего спокойствия у России остаются их пленники, которых все еще продолжают брать.
Все эти орды живут, воюя друг с другом, мародерствуют и нападают на путников, где придется. В сих краях никогда не путешествуют без эскорта и если есть возможность, то лучше с пушкой, поскольку местные ее опасаются.
Край кубанских татар, весьма многочисленных, находится к западу от Кабарды.
Понимаю, что длина письма избыточна и что злоупотребляю Вашим дружеским терпением. Прощаюсь. Мы трогаемся завтра.
На этом на сегодня все. Предыдущие письма здесь: