- Паша, на корову уже силы ныма. Мы и так на зиму оставляем две пары. Весной разводятся они у нас. На зиму забиваем, - объяснила Галина.
- Вот вам гостинцы Надя передала, - принёс из тележки отец большую сумку. Два круглых пирога с рисом и с вареньем, с десяток пирожков с вишнями, пирожки с яблоками.
Глава 14
Из двери сарая выглянула постаревшая маманька. Чуть ли не бегом бросилась к гостям.
- Петя, крестничек мой, какой большой вырос! Совсем взрослый стал, - обняла она Петьку и слюняво поцеловала прямо в губы. Парня аж перекосило. Он отвернулся и незаметно вытер губы. Крёстная также смачно расцеловала зятя. Батька засмеялся и вытер губы без всякого стеснения.
- Пошли у хату, - позвала бабунька. – Галька, я ж тибе казала, шо гости будут, а ты не верила. Пошли посидим, Галька кошку обидрала, поставила жарыця.
- Бабунь, вы чо кошек едите? – округлив глаза, спросил Петька.
- Та ни. Мамка кошками звэ кроликив, - засмеялась крёстная. Пошли посмотришь, яки воны красыви у нас. Возьмёте парочку и разведёте.
- Галя, у нас корова, ишаки, тёлка хорошая. Не нужны нам кролики, - прогудел отец и подмигнул Петьке. – Это вам тут делать нечего, так вы с кроликами возитесь. Корову лучше завели бы.
- Паша, на корову уже силы ныма. Мы и так на зиму оставляем две пары. Весной разводятся они у нас. На зиму забиваем, - объяснила Галина.
- Вот вам гостинцы Надя передала, - принёс из тележки отец большую сумку. Два круглых пирога с рисом и с вареньем, с десяток пирожков с вишнями, пирожки с яблоками.
- Вот Настя у меня мастерица, - похвалила Арина и укусила пирожок с яблоками. – Галька, ты глянь какие румяные со всех сторон. Не то что ты, возьмёшься и сожгёшь снизу. Потом ножиком отскребаишь.
- Мама, ну зачем ты меня позоришь? Настька у нас любит с тестом возиться. Да и тесто её любит.
- Да не о том я говорю, - пристукнула Арина по столу. – Умеет она правильно печку топить, не то, что ты. Дров напхаешь полную и не дашь вычахнуть. Бегом пирожки ставишь.
- Ма, а ты забыла, как я один раз выстудила печку и пирожки поставила? Так они так и приплюскли в той печке. Курочки их поели с удовольствием.
Павел переводил взгляд с тёщи на куму, но Петька видел, что отец ничего не понимает. Наклонился к уху и громко сказал:
- Бабунька хвалит маму за пирожки.
- Даа, в этом деле она мастерица. Что хлеб, что пирожки всегда у Нади получаются.
Вскоре разговор перешёл на общих знакомых. Галина принесла сковородку с тушёным мясом кролика. Достала бутылочку прозрачной, как слеза домашней водки, принесла маленькие стаканчики и налила всем. Даже бабуньку не забыла.
Петька думал, что бабушка начнёт отказываться, но ошибся. Бабунька махнула рюмку и принялась закусывать крольчатиной.
- Галя, поделись опытом, - проговорил отец. – Как у тебя получается такая прозрачная водка?
- Да всё очень просто. Нагоню, разолью по банкам и в каждую сыпну 3-4 крупушки марганца. Постоит, осадок сядет. Прозрачное солью.
- Моя тоже варит, но прозрачная у неё не получается. Спасибо за хлеб, за соль. Будем мы собираться. Придётся другой дорогой ехать. Что-то напугало осликов в лесу. Да и Петька испугался. Что ты там кричал? – спросил у сына.
- Стеклянный человек я кричал. Светился он под солнцем.
Бабунька вместе с маманькой закивали головами, а отец усмехнулся:
- Напугали вы его сильно в детстве. До сих пор боится. Сынок, никаких стеклянных людей нет. Это я тебе говорю – воин Красной армии.
- Мы его тоже бачилы, - сказала бабунька и перекрестила Петра. – Не бойся, Петя. Он не тронет, если ты его не тронешь.
Отец начал собираться. Подошёл к печке и набрал полный карман коробок спичек.
- Бери, Паша, я специально много спичек покупаю, чтобы тебе был гостинчик, - сказала Галина . – Когда теперь к нам загляните?
- Не знаю. Как Надя скажет, так и приедем.
- А чего ж она сегодня не приехала? – спросила тёща.
- Приболела она что-то. Корни от кутняков разболелись. Пошла сегодня к зубарю. Последние выдирать, - ответил Павел.
Петька вытаращил глаза и ничего не сказал. Не жаловалась мать на зубы. Но уточнять ничего не стал. В тот же день гости поехали обратно. Солнце стояло ещё высоко и ничего не мешало вернуться домой.
Проехали карачаевский посёлок и повернули вправо. На большом подъёме на перевал, Петька соскочил с тележки и пошёл сзади. Миновали перевал, ослики побежали вниз реке.
- Здесь повернём, - показал отец тонкой лозиной на дорогу, идущую под подошвой горного хребта. - По-над рекой опять начнут упрямиться. Здесь дорога не разбитая. Лесовозами здесь не мотаются.
Животные спокойно повернули на заросшую зелёной травкой дорогу, повторяющую контур горного хребта. Петька никогда не был в этих местах.
- Па, мы точно едем домой?
- Сынок, я здесь ходил пешком много раз. Не беспокойся, к ужину будем дома. Как раз посмотрим, есть ли здесь шиповник. Осенью с матерью приедем.
Заросли колючих кустов росли прямо у дороги. На веточках уже висели зелёные ягодки.
Отец внимательно всматривался в кусты.
- Завязи мало, - сделал вывод Павел. – Если с ведро наберётся со всех кустов, то и весь урожай.
Переехали ручей. Петька постоянно оглядывался назад. Но ослики шли спокойно и это немного успокаивало.
- Сынок, глянь, - ткнул Павел хворостинкой вперёд. На высоком камне, скатившемся когда-то давным-давно с горы, что-то сверкало в заходящих лучах солнца.
Петька позеленел и вцепился руками в повозку. Подъехали ближе, и парень рассмеялся. Сверкала на солнце слюда в отломленном куске каменной глыбы.
- Чо сын, в штаны не навалил? – засмеялся отец. – Нет здесь никаких стеклянных человечков. Я вырос здесь, в этих горах, в этой станице и ни разу в жизни никого не видел.
Пётр кивнул отцу и пожалел, что нет у него фотоаппарата. Такую красоту стоило запечатлеть. Но из головы не выходила мысль о том, что он видел нечто сверкающее по дороге к бабуньке. И оно двигалось между деревьями. Да и ослики вели себя иначе, чем сейчас.
- Вот и Ковылёк, - сказал Павел, увидев второй ручей. Остановил упряжку и принялся шарить руками под водой у глинистого берега. Выдернул одного большого рака, потом второго, поменьше. Петька снял туфли, подверну штанины брюк и пошёл по воде к глинищу. Было очень странно, что вода в ручье, текущем с горы, была тёплая.
Быстро наловили с десяток раков, завернули их в листья лопуха и сунули в авоську.
- Ваську гостинчик привезём. Он любит раков, - улыбнулся отец. – А ты любишь раков?
- Не знаю. Не пробовал, - ответил Петька.
- Да, да. Я привозил тебе раков, когда ты был маленький, - сказал отец. – Ты их ел с удовольствием.
Отец или не расслышал, что сказал ему Петька или сделал вид, что помнит далёкое прошлое, которое не помнит взрослый сын.
В тот день они приехали домой ещё засветло. Павел выгрузил в кухонке коробки спичек и с усмешкой сказал:
- Это тебе, жена, подарок от матери. А Ваську подарок от нас. Смотри какой! – и высыпал в тазик шевелящихся раков.
- Где вы их надюбали? – спросила мать, рассматривая шевелящийся ком.
- В Ковыльке, - ответил Петька.
- И чего вас туда понесло? Специально заезжали что ли?
- Да нет. Я Петьке показал другую дорогу в станицу с перевала. Лесную разбили лесовозами.
- Аа. Понятно. Как там мамка? Галька как?
- Нормально. Тёща даже сто граммов выпила и быстренько спать легла, - с усмешкой сказал Павел.
- Петьку-то хоть узнала?
- А то. А Галька обслюнявила всех. Хорошо, хоть скакунов наших целовать не кинулась. Ладно, пойду распрягу коняшек, травы им положу. Накосил Петька под горой зелёненькой. Не разучился косой махать в Москве той.
- Иди, управь животин да будем ужинать. Я позже подою коровку.
Петька слушал разговоры и счастливо улыбался. Был он дома, где всё родное и близкое. Не хотелось уезжать, но время разлуки приближалось.
***
Мать помыла раков и поставила в кастрюле на электроплитку.
- Счас быстро сварятся, - сказала мать. – Плитку растоплять не буду. На электричке сварю, - накрыла кастрюлю крышкой. Сбегала в огород и принесла пучок укропа. Насыпала две ложки соли и положила укроп.
Раки сварились. Мать достала их ложкой на широкое металлическое блюдо и пошла звать Василька. Вернулся из сарая Павел и вся семья села вокруг стола. Варёные яйца, сало, картошка в шинелях, прошлогодние закатанные помидоры и огурцы. Хлеб домашней выпечки и молоко.
Младший брат кроме раков ничего не ел. Он так быстро с ними расправился, что никому не досталось даже попробовать. Настя начала доедать остатки. Сын ел только хвостики, а клешни и грудки бросал на блюдо.
Вытер руки и даже спасибо не сказал, ушёл в дом.
- Ой, там кино такое интересное. Иди, Петя, смотри, - сказала Настя.
Петька вздохнул и пошёл в дом. Обидно ему было, что брат не поделился раками, но объяснение пришло само собой:
- Маленький он ещё. 11 лет всего. Это мне в декабре 20 исполнится, а Васёха пацан совсем.
Только с годами Пётр понял, что родители воспитали младшенького эгоистом, которому всё и всегда было мало. А когда младший брат на похоронах отца чуть не набросился на Петра с кулаками и пообещал рожу начистить, то Пётр и вовсе расстроился. В тот день он потерял брата. Больше они не встречались и не общались. Василий уговорил мать поехать с ним в Ленинградскую область, чтобы сделать операцию на глазах. К 80 годам мать совсем ослепла и передвигалась по двору по памяти.
Родственники советовали оперироваться бесплатно в Краснодаре, но Анастасия только отмахивалась.
- Тама врачи луче. Ничё вы не понимаете. Василёк мине не обидить.
Продолжение будет
Глава 13 здесь
Все главы здесь
Кто ещё не прочитал продолжение Фэнтези, вот ссылка
Любителям реальных историй предлагаю почитать
Всем доброго утра и хорошего дня!