Найти в Дзене
Зин Зивер

Александр Дюма «Двор Генриха III»: пьеса, которая стала судьбой

Александр Дюма вошёл в историю литературы и библиотеки всего мира как автор историко-приключенческих романов. Именно его романы легли в основу множества экранизаций, каждая из которых вызывает оживлённые дискуссии: насколько точно перенесён на экран текст любимой книги. Типичная проблема экранизаций: прозаический текст сопротивляется тому, чтоб его переносили в кинокадр. Гораздо лучше выглядит на сцене и экране то, что специально для этого написано: сценарии и пьесы. Если о киносценариях во времена Дюма никто и помыслить не мог, то театральные пьесы существуют испокон веков. И молодой Александр Дюма видел себя именно драматургом. Мечтал писать пьесы, которые ставили бы в ведущем театре Комеди Франсез, которым рукоплескала бы требовательная парижская публика После того как первый удачный опыт сотрудничества Дюма со знаменитым театром едва не обернулся полным крахом надежд, ему пришлось в срочном порядке писать новую пьесу. Сюжет буквально попался ему под руку: это был популярный историч
Оглавление

Александр Дюма вошёл в историю литературы и библиотеки всего мира как автор историко-приключенческих романов. Именно его романы легли в основу множества экранизаций, каждая из которых вызывает оживлённые дискуссии: насколько точно перенесён на экран текст любимой книги.

Александр Дюма и графы Монте-Кристо
Александр Дюма и графы Монте-Кристо

Типичная проблема экранизаций: прозаический текст сопротивляется тому, чтоб его переносили в кинокадр. Гораздо лучше выглядит на сцене и экране то, что специально для этого написано: сценарии и пьесы. Если о киносценариях во времена Дюма никто и помыслить не мог, то театральные пьесы существуют испокон веков.

И молодой Александр Дюма видел себя именно драматургом. Мечтал писать пьесы, которые ставили бы в ведущем театре Комеди Франсез, которым рукоплескала бы требовательная парижская публика

Александр Дюма: Генрих Третий на сцене

После того как первый удачный опыт сотрудничества Дюма со знаменитым театром едва не обернулся полным крахом надежд, ему пришлось в срочном порядке писать новую пьесу. Сюжет буквально попался ему под руку: это был популярный исторический анекдот о неверной жене герцога Гиза. Заинтересовавшись историей, Дюма отправился в библиотеку, где узнал о герцоге другие подробности – не столь весёлые. Один из вдохновителей Варфоломеевской ночи предстал коварным и беспощадным. В хрониках Александру Дюма встретилась легенда о том, как герцог заставил свою жертву выбирать между ядом и кинжалом.

Каждая из этих историй по-своему поразила начинающего драматурга. И он решил объединить их в пьесе. Сюжет трёхсотлетней давности прекрасно подходил для сцены – можно было нарядить актёров в красивые костюмы и показать старинные манеры.

Для создания убедительного исторического фона Александр Дюма углубился в изучение эпохи, стал листать хроники и мемуары. Сюжет стал обрастать подробностями, героями, событиями – и за полтора месяца превратился в масштабную картину под названием «Генрих Третий и его двор».

Генрих Третий во французском фильме 1971 года (Дени Мануэль)
Генрих Третий во французском фильме 1971 года (Дени Мануэль)

Александр Дюма «Двор Генриха Третьего»: сюжет

Изучив хроники, Дюма избрал временем действия 1578 год – небольшое затишье между очередными вспышками противостояния католиков и гугенотов. Год вошёл в историю благодаря дуэли миньонов – приближённых короля. Само событие в пьесу не вошло, но заинтересовало молодого драматурга. Он пришёл к выводу, что короля Генриха и герцога Гиза рассорили интриги королевы-матери Екатерины Медичи.

Мария Мерико в роли Екатерины Медичи
Мария Мерико в роли Екатерины Медичи

По сюжету пьесы, Екатерина Медичи беспокоится из-за того, что любимый сын вышел из-под влияния матушки и прислушивается больше к советам друзей: герцога де Гиза и графа де Сен-Мергена. Коварная королева-мать решила вбить между этими друзьями серьёзный клин. Герцог Гиз и Сен-Мегрен поссорились из-за женщины.

Из незначительного исторического факта выросла захватывающая история в пяти действиях – насыщенная, колоритная. Персонажи из учебников французской истории обрели лицо, характер, планы, мечты и сильные чувства. Они буквально завораживали. Такой французскую историю ещё не показывал никто.

«Генрих Третий и его двор» Александра Дюма: судьбоносная пьеса

Друзья и знакомые автора помогли ему продвинуть «Генриха» на сцену, ловко обойдя все препятствия.

-4

Но пьеса и правда была хороша. Именно «Двор Генриха Третьего» заставил серьёзную публику запомнить им Александра Дюма. А для самого автора последствия сценического успеха были поистине глобальными.

Фактически,

«Генрих Третий» изменил судьбу Александра Дюма