Найти в Дзене

Ожидаются осадки в виде идиотизма и Джерарда Батлера — Обзор фильма "Геошторм" 2017г.

Дин Девлин, годами писавший сценарии для Роланда Эммериха ("День независимости", "Годзилла"), решил, что ему надоело быть второй скрипкой, и он тоже хочет взрывать планету. Получился фантастический боевик, который пытается усидеть сразу на трех стульях: быть научной фантастикой, политическим триллером и классическим disaster movie из 90-х. Только вот стулья эти шатаются, а ножки у них подпилены сценаристами, которые, похоже, учили физику по комиксам. Фильм выглядит как очень дорогой памятник человеческой глупости и пафосу. Это кино, где погоду чинят гаечным ключом в космосе, а глобальные катаклизмы служат фоном для выяснения отношений между двумя братьями. В недалеком будущем человечество, устав от цунами и засух, строит вокруг Земли сеть спутников с ласковым названием "Голландец". Эта штука держит климат в узде. Но, как это всегда бывает с техникой сложнее тостера, система начинает сбоить. Сначала замораживает людей в пустыне, потом жарит яичницу на асфальте Гонконга. Инженер Джейк ле
Оглавление

Дин Девлин, годами писавший сценарии для Роланда Эммериха ("День независимости", "Годзилла"), решил, что ему надоело быть второй скрипкой, и он тоже хочет взрывать планету. Получился фантастический боевик, который пытается усидеть сразу на трех стульях: быть научной фантастикой, политическим триллером и классическим disaster movie из 90-х.

Только вот стулья эти шатаются, а ножки у них подпилены сценаристами, которые, похоже, учили физику по комиксам. Фильм выглядит как очень дорогой памятник человеческой глупости и пафосу. Это кино, где погоду чинят гаечным ключом в космосе, а глобальные катаклизмы служат фоном для выяснения отношений между двумя братьями.

Сюжет — кратко (для тех, кто не хочет мокнуть)

В недалеком будущем человечество, устав от цунами и засух, строит вокруг Земли сеть спутников с ласковым названием "Голландец". Эта штука держит климат в узде. Но, как это всегда бывает с техникой сложнее тостера, система начинает сбоить.

-2

Сначала замораживает людей в пустыне, потом жарит яичницу на асфальте Гонконга. Инженер Джейк летит в космос, чтобы перезагрузить "роутер", а его брат Макс бегает по Вашингтону, пытаясь понять, кто из политиков решил поиграть в бога. Спойлер: это не просто поломка, это кнопка "Убить всех".

Погода на службе человечества… и против здравого смысла

В будущем климат окончательно слетел с катушек. Природа решила, что с неё хватит, и начала методично уничтожать города. Мировые лидеры, вместо того чтобы меньше мусорить, скинулись и построили "Голландца" — гигантскую сеть спутников, которая буквально стреляет в облака чем-то наукообразным, чтобы разогнать тучи или вызвать дождик. Управляет всем этим МКС, раздувшаяся до размеров Звезды Смерти.

-3

Главный архитектор этого чуда — Джейк Лоусон (Джерард Батлер). Джейк — типичный гений-бунтарь: небритый, брутальный и ненавидящий бюрократию. Из-за своего характера он хамит сенатской комиссии и вылетает с работы. Его место занимает его же младший брат Макс.

-4

Естественно, братья ссорятся, потому что драма в фильме-катастрофе обязана быть такой же клишированной, как и спецэффекты. Джейк уходит в закат чинить пикапы и пить пиво, а Макс становится большим начальником в пиджаке.

-5

Позже. "Голландец" работает как часы, пока в Афганистане не происходит казус: целая деревня посреди пустыни превращается в ледяную скульптуру.

-6

Люди замерзают мгновенно, буквально на ходу. Комиссия списывает это на сбой. Но позже в Гонконге прорывает "газопровод" из-за аномальной жары, и кусок мегаполиса проваливается в тартарары.

-7

Местный сотрудник Чен, заподозрив неладное, пытается передать информацию Максу, но его быстро устраняют. Становится очевидно: кто-то использует спутники как снайперскую винтовку.

-8

Макс, понимая, что его компетенции заканчиваются на ношении галстука, едет к Джейку и уговаривает того слетать на станцию. Джейк ломается для вида, но соглашается, потому что спасать мир — это его работа.

-9

На орбите начинается классический детектив в невесомости. Джейк и командир станции Уте Фассбиндер (которая нужна в сюжете, чтобы открывать двери и красиво смотреть на мониторы) находят трупы, пропавшие флешки и заблокированные доступы.

-10

Джейк даже выходит в открытый космос за уликами, где его скафандр пытается его убить. Выясняется страшное: систему не просто глючит, её взломали. Кто-то загрузил вирус, который не дает спутникам работать нормально и готовит их к синхронной атаке.

-11

На Земле Макс подключает к делу хакера Дану. Они вламываются в серверы Белого дома (потому что это так просто делается) и находят секретный проект "Зевс". Оказывается, в "Голландце" есть скрытая функция "Геошторм". Это когда все спутники одновременно устраивают апокалипсис в разных точках мира, вызывая цепную реакцию, способную стереть цивилизацию. И таймер уже тикает.

-12

Нити заговора ведут на самый верх. Главным злодеем оказывается госсекретарь Леонард Декком (Эд Харрис). Старик решил, что лучший способ сделать Америку великой — это уничтожить всех остальных, а заодно и всю политическую верхушку США, чтобы самому сесть на трон. Логика железобетонная: я разрушу полмира, чтобы править второй половиной, которая будет состоять из руин и радиоактивного пепла.

-13

Пока Джейк на орбите играет в "Крепкого орешка", на Земле начинается ад. Токио бомбардирует градом размером с автобус. Рио-де-Жанейро замораживает ледяной волной (физика вышла из чата). Декком, в лучших традициях злодеев, пытается убить президента прямо на съезде в Орландо, ударив по стадиону молниями.

-14

Макс и его подруга-спецагент Сара похищают президента. Буквально. Они засовывают главу государства в такси и улепетывают от молний и наемников, попутно объясняя президенту, что его госсекретарь сошел с ума.

-15

Им нужны биометрические данные президента — это единственный способ перезагрузить "Голландца" и остановить обратный отсчет. Коды получены. Макс передает их брату.

-16

На станции тем временем царит хаос. Включен режим самоликвидации (куда же без него). Джейк и Уте пробиваются к главному компьютеру сквозь взрывы и падающие переборки. В самую последнюю секунду, когда таймер почти дошел до нуля, они перезагружают систему. Спутники выключаются, шторм рассеивается, солнце выходит.

-17

Джейк и Уте спасаются на запасном спутнике, как в капсуле. Их подбирают. Хэппи-энд. Братья мирятся, злодей в наручниках, а человечество решает построить новую систему. Видимо, старая ничему их не научила, и они надеются, что в следующий раз кнопку "Уничтожить мир" просто не будут встраивать в интерфейс.

МКС имени Святой Толерантности и Россия Шрёдингера

Если в начале фильма мозг ещё пытается цепляться за остатки логики, то к моменту знакомства с устройством мира будущего он просто машет белым флагом и уходит в спящий режим.

Сценаристы нарисовали нам утопию: все страны мира, взявшись за руки, скинулись на орбитальную "Вундервафлю" 2.0, которая меняет климат 24/7. Допустим. Жанр требует допущений. Но дальше начинается парад "гениальных" решений, от которых хочется выть на Луну.

Первое, от чего у меня натурально задёргался глаз — это место России в этом дивном новом мире. Великая космическая держава, наследница СССР, страна, которая годами возила международные экипажи на МКС, здесь просто аннигилирована. Её нет в управлении станцией, нет среди инженеров, нет даже среди злодеев (что было бы хоть как-то привычно).

Получается какая-то "Россия Шрёдингера". Она вроде бы существует на карте, но в космосе её функционал сводится к нулю. Единственная цель существования РФ в этом сценарии — предоставить красивую декорацию для уничтожения.

Сцена, где лазерный луч (или что это было?) испепеляет заснеженный Собор Василия Блаженного и Кремль, выглядит как влажная мечта какого-то вашингтонского ястреба. То есть строить станцию русских не позвали, а вот когда надо красиво что-то взорвать — милости просим.

Вторая "гениальная" сценарная арка — это передача американского супероружия под контроль ООН и прочих "африканских наций". Главный конфликт строится на том, что США, построившие эту махину, должны благородно отдать ключи всему миру. И тут на сцену выходит Президент США.

Это отдельный анекдот. Латиноамериканский президент (привет, инклюзивность и мечты демократов) — это такой сферический добряк в вакууме. Он за всё хорошее, против всего плохого и, конечно, против "фашистского" изоляционизма.

Самое смешное, что Гарсиа до этого играл Михаила Саакашвили в агитке "5 дней в августе". Смотреть на него без ухмылки невозможно: я весь фильм ждал, когда он начнет нервно жевать галстук или выдаст эпичное "О боже мой!", пока за окном бушует буря. Но нет, он тут играет совесть нации.

А теперь о главном — о персонале станции "Голландец". Казалось бы, сложнейший технический объект в истории, ошибка на котором стоит жизни планете. Кого туда берут? Лучших из лучших? Нет. Набирают, судя по всему, строго по буклету "Разнообразие и Инклюзивность".

В главном совете МКС (где, напомню, нет ни одного русского) сидит, например, нигерийка-конструктор. Серьёзно? Видимо, я проспал момент, когда Нигерия стала ведущей космической державой. Или они, как Ваканда, скрывали свои технологии под пальмами, а теперь решили выйти из тени.

Капитан станции — сильная и независимая немка (феминизм: чек). Есть мексиканец (чтобы президенту было приятно), хипстер из Британии и ещё набор статистов с пёстрыми флагами на рукавах. Квоты соблюдены, логика вышла в открытый космос без скафандра.

Название обещает глобальный армагеддон. Трейлер обещает масштаб. А по факту фильм на 80% состоит из болтовни в коридорах. Люди с серьёзными лицами бегают с планшетами, хакеры стучат по клавишам, политики хмурят брови.

Сами катастрофы подаются в режиме клиповой нарезки: вот вам три секунды замерзшего Афганистана, вот пять секунд горящего Гонконга, вот цунами. Нет ощущения, что мир рушится. Вспомните "2012" или "Послезавтра".

Там стихия была персонажем. Там было страшно. Здесь же разрушения — это просто заставка на рабочем столе, пока герои решают свои межличностные проблемы. Я пришёл смотреть на конец света, а мне показывают производственную драму в декорациях ЦУПа.

Отдельно хочется пнуть смысловой посыл. В начале кажется, что фильм замахнется на экологию: мол, нельзя полагаться на техногенные костыли, надо лечить планету, а не симптомы. Но нет! В итоге вывод гениален в своей простоте: система контроля погоды — это благо.

Проблема не в том, что человечество возомнило себя богом, а в том, что пульт попал в руки "плохого дяди". Стоит посадить за пульт "хорошего парня" (желательно по квоте) — и всё будет отлично. Никакой рефлексии, никаких сомнений. Технократический оптимизм для самых маленьких.

Джерард Батлер тут выглядит как мамонт, которого разморозили вместе с той афганской деревней. Он играет героя боевиков 90-х: брутального, простого, решающего вопросы кулаком и гаечным ключом.

Но в этом стерильном цифровом мире он смотрится чужеродно. Остальные персонажи — это просто ходячие функции: "хакер", "злодей", "президент", "любовный интерес". У них нет характеров, есть только скриптовые задачи.

Вердикт

"Геошторм" — это фильм-инструкция по сборке блокбастера, из которой забыли вынуть душу. Сценарий глуп, физика отсутствует как класс, политика смехотворна, а спецэффекты не спасают от скуки. Это кино, которое боится быть настоящим фильмом-катастрофой, предпочитая прятаться за политическим триллером уровня детского сада.

Красивая, громкая, дорогая пустышка. Идеальный пример того, как, имея бюджет и технологии, можно снять абсолютно ничего. Смотреть стоит только в том случае, если хочется посмеяться над тем, как Голливуд представляет себе международное сотрудничество и законы термодинамики.

Оценка: Прогноз погоды неблагоприятный, ожидается сильный ветер в голове сценаристов.

Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!