Историко-политический триллер “Секретный агент” (O Agente Secreto) бразильского режиссера Клебера Мендонсы Филью впервые был показан в рамках основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля.
Он получил там больше всего призов в сравнении с другими конкурсантами – Вагнер Моура, исполнитель главной роли, получил Ветвь как лучший актер, а Филью – как лучший режиссер, также свои призы вручили некоммерческая организация Art House Cinema и международная ассоциация кинокритиков (FIPRESCI).
На церемонии “Золотой Глобус” Вагнер Моура получил статуэтку в номинации “Лучший актер – драма”, став первым бразильцем-мужчиной-лауреатом* в истории премии. Триллер вошел в шорт-лист церемонии “Оскар” в четырех номинациях – лучший фильм, актер, подбор актеров (новая для церемонии номинация) и фильм на иностранном языке (посостязается с драмами “Сентиментальная ценность” и “Сират”, например).
*первой актрисой из Бразилии, выигравшей Золотой Глобус, стала Фернанда Торрес в 2025 году – за роль в драме “Я всё ещё здесь”
Сюжет
Действие разворачивается в Ресифи в 1977 году; в период военной диктатуры в Бразилии.
Армандо Солимоэш (в исполнении Вагнера Моуры) – бывший ученый-исследователь и бывший заведующий кафедрой в университете Ресифи. У него была жена Фатима (в исполнении Элис Карвальо), с которой они воспитывали сына Фернандо (в исполнении Энцо Нуньеса).
В 1974 году в университет прибыл исполнительный директор организации “Элетробрас” Энрике Жиротта (в исполнении Лучиано Чиролли), с которым у Армандо возник конфликт на почве политических разногласий. Армандо запатентовал свое исследование литиевых батарей, а Жиротта обвинил Армандо в том, что тот наживается на правительстве, зарабатывая легкие деньги. Жиротта начал давить на Армандо, рассчитывая присвоить его патент себе. Жизнь Армандо пошла под откос – Фатима на справилась с напряжением, преследование со стороны коррумпированного чиновника и его людей подорвали ее здоровье, и она умерла. Армандо вынужден был пуститься в бега.
В бегах он был около трех лет. Теперь он возвращается в Ресифи, чтобы навестить своего сына Фернандо, о котором все это время заботились родители Фатимы.
Армандо поселился в доме Доны Себастианы (в исполнении Таньи Марии), где живут другие диссиденты. А работать устроился в бюро выдачи удостоверений личности под именем Марселу, чтобы найти какие-нибудь сведения о своей матери, о которой почти ничего не знает.
Вскоре он узнает, что, во-первых, его имя внесено в список федеральной полиции, потому покинуть Бразилию ему не удастся; во-вторых, его хотят убить по распоряжению Жиротты.
Мысли и впечатления после просмотра
Тут важно сразу отметить, что фильм мне очень понравился. Забавно то, что я думала, мне обязательно понравится и драма “Я всё ещё здесь” Вальтера Саллеса, которая победила в номинации “Лучший фильм на иностранном языке” на “Оскаре” 2025 года. Хотя бы потому, что вызывает сентиментальные чувства (благодаря давним просмотрам бразильских сериалов). Но драма Саллеса меня и не тронула, несмотря на очень знакомую локацию – пляж, на котором отдыхала семья Пайва. С фильмом Клебера Мендонсы Филью у меня было другое опасение – а вдруг я слишком многого от него ожидаю? Он меня сразу заинтересовал, как только я прочитала список участников Канн, и я постоянно проверяла, есть ли фильм в сети, спустя какое-то время после фестиваля.
Наконец он появился в доступе, и я его смогла оценить сама. “Секретный агент” оказался и не самым обычным фильмом, привычного повествования от него ждать не стоит. Поначалу он кажется странным, нелогичным, нарезкой горячечных видений с волосатой ногой, прыгающей по городскому парку, с акулой, у которой торчит нога из брюха, с человеком в костюме мифического существа, нападающего на проезжающий автомобиль, с гниющим трупом, который внезапно поднимается, хотя причиной гибели является выстрел в голову.
Ощущение горячки поддерживается очень сочной цветовой палитрой – оператор Евгения Александрова*, член французской ассоциации кинооператоров, выработала свой стиль с использованием такой палитры, подчеркивающей эмоциональную составляющую. Также яркая палитра отсылает и к бразильским мыльным операм – этим страстям, развивающимся между многочисленными действующими лицами на протяжении 150-200 серий. Надо сказать, что хронометраж “Секретного агента” составляет два часа 40 минут и действующих лиц тут тоже немало. Но направляющая сила тут есть – главный герой Армандо, он все же ведет за собой зрителя.
*Евгения сразу же влюбилась в сложность сценария, который соответствовал ее представлениям о себе как о человеке, выросшем в постсоветской России. “Я глубоко прониклась этой историей из-за прошлого моей страны. Между Бразилией и Россией есть большое сходство– обе страны огромны и у них яркие культуры, но в то же время они сталкиваются с такими проблемами, как расизм и бедность. Когда я читала сценарий, я точно знала, каково это.” – объясняет она. Она восхищалась видением Клебера Мендонсы Филью, отказавшегося от тусклых, унылых образов и вместо этого принявшего яркую, красочную сущность Бразилии. “Это так по-бразильски– думать, что смерть приближается, но давайте танцевать!" – смеется она, подразумевая радость и жизнестойкость, заложенные в сюжете.
Да, действительно, комиссара полиции Эуклидаса, когда тот направляется в институт океанографии, чтобы увидеть акулу, зритель первый раз видит в яркой рубашке, в конфетти и пятнах от губной помады – прямиком с карнавала.
В финале все встает на свои места, становится понятно, что к чему. Клебер Мендонса Филью создал смелое произведение, соединив личные нотки (место действия Ресифи в штате Пернамбуку – это родной город Филью), мелодраму и триллер, рассказывая о тяготах жизни в период военной диктатуры в Бразилии.
В открывающей сцене он показал сложившиеся условия – посреди площадки автозаправки лежит труп, его не убирают, потому что никому нет дела из-за карнавала. Когда прибывает полиция, она странным образом обращает внимание не на труп, а на Армандо, который всего лишь пытается пополнить запасы бензина, но его автомобиль подвергается обыску.
Клебер Мендонса Филью задает тональность периода диктатуры – искажение понятий преступления и наказания, когда достаточно неосторожного слова, сказанного не тому человеку, чтобы попасть в неприятности. В такое время каждый человек становится секретным агентом, не будучи таковым в прямом понимании. Ему нужно вести себя осмотрительно, жить под вымышленным именем и стараться не выдать себя.
Через все повествование он пропускает тигровую акулу, обнаруженную с человеческой ногой в брюхе. Когда расследование, кому принадлежит нога, зашло в тупик, нога зажила своей жизнью. Причем в фильме история о “волосатой ноге” не только появляется в газете, но и показано, как она нападает в прямом смысле на радужных людей в парке. На самом деле, ожившая волосатая нога – это городская легенда Ресифи 1970-х. Таким образом в газетах сообщали о насилии со стороны полиции и о политических репрессиях, не называя кого-либо конкретно. Легенда служила как способ отвлечения внимания и хотя бы какого-то контроля над текстами.
Открывающая сцена, нога в акуле и даже кошечка с двумя мордочками в фильме являются иллюстрацией искажения реальности, рождающей паранойю, – основного мотива военной диктатуры, когда все опасались каждого сказанного слова.
Дополнительно искажение реальности иллюстрируется и через частое упоминание разных фильмов – и неспроста тесть Армандо работает киномехаником в местном кинотеатре. Фильмы – это большая иллюзия, это движущиеся картинки в луче прожектора, они могут вызывать страх, радость, уныние и ночные кошмары. Фернандо, сын Армандо, мечтал посмотреть “Челюсти”, но у него вызывал ужас даже постер, а одна женщина после просмотра “Омена” впала в истерику (в фильме мельком показывают фрагмент, когда аквариум с рыбками падает на пол, – один из самых жутких в “Омене”). Так и распространяемые новости, как иностранные фильмы, вызывали в бразильцах ужас – они верили в то, что напечатано, и паника распространялась по цепочке, потому им казалось, что волосатая нога самостоятельно блуждает по парку. Диктатура была как зловещее присутствие, словно оно уже случилось, как у Ричарда Доннера. Все это является олицетворением жестокого преследования обычных людей со стороны режима.
Но все эти искажения не существуют сами по себе, Филью обыграл понятие искажения и с другой стороны. Ведь, по сути, все рассказанное в фильме является восприятием студентки-историка Флавии, которая начала расшифровывать аудиозаписи с разговорами причастных к делу Армандо Солимоэша. По ее словам, ей понравилось слушать его голос, сознание создало определенный образ, существующий в определенных условиях во времени, которое она знает по архивам. История прошла через сознание заинтересованного человека, получилась яркой и сюрреальной. Более того, Клебер Мендонса Филью рос в период диктатуры; он родился в 1968 году, а диктатура действовала с 1964 по 1985 года. Потому сам Филью есть и в Фернандо, и во Флавии – через них он транслирует свои впечатления и эмоции от того времени; и потому визуальный стиль Евгении Александровой так хорошо вписался в это повествование.
Учитывая это, понятно, откуда в фильме есть и восторг, и удивление, и ностальгия; фильм действительно превращается в исследование, которое сильно волнует воображение. Помимо исторического факта, Филью не забывает и о декоративных приметах времени – желтый “Фольксваген”, печатные машинки, телефоны-автоматы на улицах, музыка и фильмы.
Словом, фильм получился необычным и очень симпатичным. Не напрасно ждала. Завершу статью цитатой Вагнера Моуры. В интервью ресурсу Deadline он сказал: “Просто проявляйте сочувствие и честность и придерживайтесь своих ценностей, когда дела идут не очень хорошо. Когда все остальные, включая правительство – особенно правительство, – или все, кто вас окружает, говорят прямо противоположное тому, во что вы верите, как придерживаться того, что вы считаете правильным?”