После чтения хожу и думаю о послесловии автора, почему-то мне кажется, что было бы не хуже, если какая-то часть информации стала всё же предисловием к этому роману. Пусть вас не удивляют две книги на заглавном фото статьи. Хотя рассказ пойдёт об одной, но и вторая играет довольно большую роль в этой истории.
В 2025 году повесть Светланы Потаповой получила диплом Всероссийской литературной премии им. С. Маршака:
К моменту вручения премии книга уже была у меня дома: летом услышала о неё от взрослых читателей и заинтересовалась. "Зелёная война" издана "Детской литературой" в серии "Школьная библиотека" с маркировкой 12+. Рекомендация - для среднего и старшего школьного возраста.
Перед нами рассказ в рассказе. Основная часть истории - это рассказ девочки Иры (в начале войны ей 8 лет), её дневник о трудном военном времени, начатый летом 1941. Но композиция рамочная, начинается роман в наше время с истории тринадцатилетней Саши (на мой взгляд, истории странной, сумбурной, местами нелогичной) - внучки той самой Иры. Завершается всё тоже в 2021 году.
Первая глава сразу берёт читателя в оборот, интригует завязкой с погоней и выстрелами, но развязка будет нескоро. Вначале мы погрузимся в рассказ о семье Таниных, интеллигентной семье коренных петербуржцев (ленинградцев). В двух поколениях там профессора биологии, а нынешние молодые Танины - две сестры, младшая из которых Саша, перешла в 8 класс. Она первый рассказчик в книге. К тому моменту, как история сделала скачок в прошлое, меня уже очень раздражало её отношение ко многому. Возможно, автор на это и рассчитывал.
Надеюсь, что послесловие автора не будет для вас спойлером. Наоборот, мне кажется удачнее некоторые факты узнать заранее:
В основе блокадной истории факты из жизни реальной семьи - семьи Корчагиных, но так как всё же художественного вымысла хватает, то фамилия у семьи иная - Танины. А это уже в честь Тани Вассоевич, чей блокадный дневник тоже использован в романе, и Тани Савичевой. Во время чтения "Зелёной войны" местами я вдруг чувствовала, что похожее где-то встречала, и вот послесловие расставило всё по местам. "Блокадный дневник" Тани Вассоевич у меня есть, я с ним знакома.
Конечно, даже если время от времени читаешь книги о годах блокады, то встречаешь повторяющиеся мотивы, темы. И с какого момента, с какой-то книги хочется уже историю, открывающую для тебя что-то новое. Не просто новый характер, новую личность, прошедшую через эти страшные испытания, а что-то, расширяющее границы твоих знаний. От "Зелёной войны" я это получила.
Пересказывать дневник Иры Таниной (второй и основной рассказчицы), который мне понравился намного больше, чем его "обрамление", конечно же, не буду, просто выделю, чем же мне эта книга запомнится.
Вероятно, если специально интересоваться подобной темой, то всё это можно прочитать, но я многое узнала именно из этой книги.
Папа и мама Иры Таниной работают в Ленинградском университете на кафедре ботанической географии. Летом 1941 они вместе со студентами на полевой практике. Интересно и много о посёлке Саблино, о Саблинсках водопадах и пещерах. И самое интересное - всё это затем найдёт образное воплощение и в рассказе о самой блокаде. Маленькая Ира будет вспоминать рассказы отца, проводить параллели и с бабочками-совками, и с летучими мышами, и многим другим. На мой взгляд, у Светланы Потаповой получились яркие убедительные образы, связанные с этими сравнениями.
В годы войны отец Иры, как и многие другие учёные, не на фронте, они сражаются особым образом. Постигая тайны природы, подсматривая у неё и анализируя, они помогаю самыми разными способами и военным, и мирным жителям.
Страницы, посвящённые маскировке, я читала с большим интересом. Почему-то раньше это всё прошло мимо (листайте галерею):
Как я уже отметила, образность этой истории мне понравилась. Ведь удачные параллели, интересные сравнения часто помогают представить происходящее намного лучше простого пересказа событий.
А вот эта сцена стала для меня одной из самых сильных. Какие события предшествовали этому, я не буду рассказывать, хотя это очень важно. Просто поверьте, девочка прощается с детством, сжигая свои игрушки:
Ира Танина не успела пойти в школу до войны, её начали учить дома. Хороший приём, когда многие моменты она как бы пересказывает нам: сама поняла и с другими поделилась.
Или о происходящем рассказывают Ире родители:
Читатели вместе с Ирой узнают о том, что творится в городе. А затем семья Иры переедет в Ботанический сад на Аптекарском острове, и мы узнаем, что смогли сделать учёные там, как выживал сад, какие эксперименты проводились.
Правда, иногда у меня появлялось опасение: будут ли читать нынешние школьники роман, в котором много-много страниц - это просто рассказ о том, что и как происходило с цифрами, датами. Конечно, сюжетная линия движется, но монологов с описаниями хватает.
И ещё одна тема затронута - репрессии учёных.
Кто такой Николай Иванович, чья фамилия появится только ближе к концу, я поняла сразу, а вот про несколько других имён пришлось найти информацию и читать отдельно. Но автор романа не очень верит в любознательность своих юных читателей, поэтому на последних страницах Саша Танина будет открывать в интернете энциклопедические справки о каждом из учёных и читать. А мы все вместе с ней.
Был написан донос и на отца Иры Таниной, лишь по стечению обстоятельств делу не дали хода. Да, он часто говорит, о чём думает, хотя отрывки из его рассуждений полной картины не дадут о взглядах этого человека.
Кстати, в книге достаточно такого, о чём в детской литературе много не пишут:
Мне кажется, очень плотное получилось повествование с точки зрения информации, а это всё-таки художественное произведение. Понимаю желание автора рассказать обо всём услышанном и прочитанном, но опасаюсь, что этим самым был сокращён круг юных читателей. Пока я только про взрослых читателей этого романа слышала. И награда книге ведь тоже от взрослых.
И немного об издании
В книге есть небольшое количество рисунков Нины Курбановой:
Встретились на одной странице (51) сразу две формы одного слова: "в Саблине" и "в Саблино". Вероятно, так и не пришли в издательстве к единому мнению, как же правильно.
Конечно, я понимаю, какие основания могли быть, чтобы назвать эту историю "романом", но почему-то для меня "Зелёная война" осталась повестью. Пришлось даже в статье поменять несколько раз это слово, чтобы заочно не спорить с автором и издательством.
Есть, о чём подумать после чтения этой истории. Есть, куда направить свою любознательность. О чём поспорить - тоже есть.
Завершу я цитатой о чтении из этой книги (героиня рассказывает уже о событиях 1942 года, когда норма хлеба была повышена):
Я слышала, папа говорил маме, что наша норма не даёт и половину от того, что необходимо кушать человеку в день, чтобы жить.
Но мы жили.
Никогда я не читала столько, сколько в эту зиму! В городе работали библиотеки, те, что не разбомбило. Но я читала книги из шкафа с Атлантами и Мефистофелями, мы сохранили книги и шкаф. Кресло и стулья папа порубил для обогрева. Работала почта, от тёти пришло из эвакуации письмо с просьбой, чтобы мы не жалели её имущество.
Родители тоже читали и много с нами разговаривали.