Найти в Дзене
История в историях

Швейцарские горцы ничем не отличались от других горцев. Географический детерминизм в действии

Михаил Леонидович Томилин г.Клин В комментарии к нашей статье «Почему в России мигранты: горцы и азиаты не ассимилируются» читатель Михаил Крженек написал: «Причем тут горы и народы заселяющие горы. Как пример Швейцария, Австрия, штат Колорадо в США и т.п. Социум и подход к жизненным вопросам имеет значение …» Сначала напомним, как горы влияют на народы их населяющие. «Сам факт обитания какого-либо народа в горах свидетельствует о том, что этот народ проиграл конкурентную борьбу за плодородные поля и богатые зверем леса, и был вынужден сбежать в горы. Почему? А потому, что в горах плохо. Очень плохо. В горах: 1. Мало плодородной земли, развитое сельское хозяйство (и, следовательно, развитая цивилизация) невозможно. Общество застревает на самом примитивном этапе развития и не в силах двинуться дальше. 2. Чудовищная транспортная связность. Путешествие даже в соседний аул превращается в опасное приключение, загнанный в горы народ теряет внутренние связи и начинает распадаться на множество

Михаил Леонидович Томилин г.Клин

В комментарии к нашей статье «Почему в России мигранты: горцы и азиаты не ассимилируются» читатель Михаил Крженек написал: «Причем тут горы и народы заселяющие горы. Как пример Швейцария, Австрия, штат Колорадо в США и т.п. Социум и подход к жизненным вопросам имеет значение …»

Сначала напомним, как горы влияют на народы их населяющие. «Сам факт обитания какого-либо народа в горах свидетельствует о том, что этот народ проиграл конкурентную борьбу за плодородные поля и богатые зверем леса, и был вынужден сбежать в горы. Почему? А потому, что в горах плохо. Очень плохо. В горах: 1. Мало плодородной земли, развитое сельское хозяйство (и, следовательно, развитая цивилизация) невозможно. Общество застревает на самом примитивном этапе развития и не в силах двинуться дальше. 2. Чудовищная транспортная связность. Путешествие даже в соседний аул превращается в опасное приключение, загнанный в горы народ теряет внутренние связи и начинает распадаться на множество изолированных групп. О каком-то государственном или национальном строительстве смешно и говорить, возникает дагестанская ситуация, когда на маленьком клочке земли свыше 200 народов, по принципу «отдельная долина — отдельный народ». 3. Ситуация «вечного плена» — не научившись выживать на равнине, горцы навсегда оказываются прикованы в своим горам, их радиус передвижения диктуется возможностью вернуться в родной аул, контакты с внешним миром и представления о нем деформируются до крайности. Сравним с русской колонизацией Сибири, когда люди катились все дальше и дальше неостановимым потоком, «сегодня здесь — завтра там», дойдя в итоге до Аляски. Для горского сознания это абсолютно немыслимо, «сегодня здесь — всегда здесь!». 4. Даже развитый народ, попав в горы, быстро распадается на множество изолированных племен, а его общественное устройство (из-за нехватки ресурсов — чтобы кормить самый простой госаппарат, нужен избыток еды, для избытка требуется развитое сельское хозяйство) скатывается на примитивный уровень. Какое-то развитие возможно лишь в индустриальную эпоху, но и тогда построение базовой инфраструктуры (типа прокладки дорог) требует чудовищных, по сравнению с равнинными территориями, расходов. Жить в горах — дорого и очень трудно, это концлагерь под открытым небом.

Горы — убежище проигравших в исторической борьбе… кому? Верно, кочевникам. В случае российских кавказцев, в горы их загнали ногайцы.»( Егор Просвирнин https://pikabu.ru/story/kavkaz_deti_gor_akhakhakh_prekrati_logichnaya_statya_osvezhaet_vzglyad_na_borodatyie_veshchi_1123679)

Начнем со Швейцарии. На 2024 год, численность населения страны — 8 962 258 человек, а площадь Швейцарии всего 41 277 км². По площади и населению Швейцария сравнима с Московской областью. По данным Большой Российской энциклопедии (БРЭ) швейцарцы по гражданству – 6,5 млн человек (73,5 %; Федеральная служба статистики, 2023); постоянно проживающие иммигранты – 2,3 млн человек (26,4 %)

«Термин «основной язык» стал употребляться с 1990 вместо понятия «родной язык», для 62,6 % постоянно проживающих жителей страны, французский для 23 %, итальянский – для 8 %, ретороманский (романшский) – для 0,5 %. Кроме того, 22,9 % опрошенных указали, языками домашнего общения для германоязычных кантонов стали швейцарский немецкий, немецкий … для франкоязычных кантонов – французский, и романские языки для италоязычного кантона – итальянский, ломбардский (итало-гризон) …» (БРЭ). Кроме того, более 70 % швейцарцев могут говорить и говорят по немецки, причём предпочитая в быту и между собой использовать диалекты.

Как видим на такой маленькой территории у швейцарцев такое обилие языков, что поделать горы.

Ничем от кавказцев и прочих горцев коренные швейцарцы не отличались: «Это сейчас швейцарцы воспринимаются мирными, «белыми и пушистыми». А изначально они были воинственным горным народом. Жизнь общинами среди суровых гор воспитала в них боевые качества: мужество каждого бойца, крепкую спайку военного товарищества, склонность к убийствам и разбою.

Наемничество практиковали они издавна, скучая в своих горах, продавались для войны чужим державам. Первая сделка совершилась в 1373 году … Сейм Берна запретил своим воевать за границей, но они это проигнорировали и продавали себя то одним, то другим, смотря лишь, кто больше платит. Зачастую продавались обеим враждующим сторонам, и тогда им в бою приходилось истреблять друг друга. …

Думая лишь о наживе, они перед каждой битвой приносили клятву, что будут грабить не раньше, чем закончат дело. Одной из причин их непрерывных побед был безумный ужас, который они внушали европейцам своей жестокостью. Дело в том, что Швейцарию населяло всего полмиллиона человек, а суровая природа очень скудно вознаграждала их тяжкий труд. «( из статьи «Швейцарцы: зверства как знак качества работы»)

Регулярным «отхожим» промыслом для многих кантонов Швейцарии особенно отсталых с аграрным населением (горы) стало военное наёмничество.

Горцы есть горцы: «Сказать, что швейцарские войны XIV века были освободительными, нельзя. Сами жители кантонов осуществляли разрушительные набеги на земли Австрии, юга Германии, Пьемонта и Бургундии.... И Швейцария, и Рим отличались невыносимой надменностью и склонностью реагировать на малейшую провокацию.

В качестве врагов швейцарцев отмечали за расчетливую и хладнокровную жестокость. Хладнокровное истребление противника, которое, пожалуй, можно оправдать в патриоте, отчаянно защищающем родную землю, становится диким, когда происходит в войне, целью которой является нажива.

Эта дикость достигает своего пика, когда убийца - простой наемник, дерущийся по причине, в которой нет национального интереса. Отталкивающая римская кровожадность было далека в моральном отношении от неоправданной жестокости, проявленной швейцарскими наемниками на полях сражений 16 века» (Чарльз Оман) (из статьи «Как жестокие и жадные швейцарцы завоевали независимость» )

Государственность в Швейцарии сейчас на высоком уровне, а в средние века на самом деле было не так. У Большинства кантонов была большая свобода, автономность в решении своих внутренних проблем. Что приводило а внутренним усобицам и противостоянию между протестантскими и католическими кантонами, а так же из-за противоречий между экономически развитыми отсталыми кантонами, конкуренции между отдельными городами кантонов.

«На протяжении всего средневековья в Швейцарии были неразвитость феодальных отношений, длительное сохранение общины-марки, свободное крестьянство, аграрно-патриархальный характер экономики.Они зависели и зависят от своих соседних регионов - в Средние века Швейцария была частью Священной Римской империи. Существующее ныне процветание связано с развитыми соседями.» («Швейцария средних веков: внутреннее устройство»)

Приведем выдержки из книги Владимира Брюханова Экскурс в историю горных племен. Австрийцы и швейцарцы. «Происхождение и юнные годы Адольфа Гитлера» : «Жители равнин вооруженной силой отражали набеги горных разбойников (с территории будущей Швейцарии), те, в свою очередь, пытались укрепляться в горах, отражать карательные экспедиции жителей равнин, но приходилось все же постепенно умерять свою грабительскую активность и изыскивать иные формы существования.

Борьба швейцарцев за свободу была поначалу исключительно борьбой за свободу грабить жителей равнин и торговые караваны, проходящие по горным тропам. ….

У швейцарцев имелись значительно большие возможности для организации собственных тылов, недоступных для ударов противника, нежели у кавказских горцев: швейцарцы по существу обладали огромной естественной горной крепостью. Да и равнинные противники швейцарцев никогда (после падения Древнего Рима и до XVIII столетия) не имели столь значительного военного превосходства над горцами, как русская армия на Кавказе.

Конфликт между горами и равнинами здесь решился не по линии истребления одной стороной другую, а по линии размежевания этих сил.

Отсеченные установленными охраняемыми границами от объектов прежних разбойных нападений, швейцарцы были вынуждены пойти и на изменение стратегии собственного поведения – и, в конечном итоге, вовсе отказаться от грабительских обычаев; на это судьба отпустила им гораздо больше времени, чем горцам Кавказа.

Избыток собственной агрессивности швейцарцы в течение долгих столетий спускали путем найма на службу во все европейские армии: без наемников-швейцарцев не обходилась ни одна из европейских войн XIII-XVIII столетий.

Лишь позднее швейцарцы превратились в самый мирный народ Европы и приспособились наращивать собственные капиталы за счет заграничных не путем грабежа соседей, а предложением наивыгоднейших банковских условий и предоставлением гарантий защищенности этих капиталов ото всяческого грабежа. Рудименты прежней воинственности проявляются ныне лишь в повальной любви швейцарцев к личному оружию.» (из книги Владимира Брюханова Экскурс в историю горных племен. Австрийцы и швейцарцы «Происхождение и юнные годы Адольфа Гитлера»)

О том, что в древности на территории Швейцарии трудно было с пропитанием говорят факты о употребление в пищу домашних животных - кошек и собак.

«Добро пожаловать в Швейцарию, где согласно информации The Times 250.000 человек предаются традиционной, но тайной практике поедания домашних животных. Теперь организация по защите прав животных обратилась с парламент Берна с просьбой запретить употребление в пищу домашних кошек и собак.

Семейства из кантонов Берна, Люцерны и, в особенности, Юра, все еще угощаются кошатиной в сезон Рождества. Как и в Китае, кошатина и собачатина являются традиционным продуктами кухни местных горцев.

«Нет ничего странного в том, чтобы есть собаку, - заявил один из фермеров газете Le Matin. - В том виде, как мы ее готовим, у нее такой же вкус, как у любого другого мяса, и, в любом случае, никто не знает, что он ест» (из статьи «Швейцарские нравы: дикость горцев или результат дегенерации?»)

«Есть и другие факты, косвенно доказывающие, что в Швейцарии вышеуказанная проблема существует. Так, по данным Швейцарского центра ветеринарног контроля (Schweizerische Tiermeldezentrale), каждый год в Швейцарии исчезает от 10 000 до 20 000 домашних питомцев, 80% из них — кошки

Нельзя полностью опровергнуть и статистику о популярности в Швейцарии мяса из кошек и собак, на которую ссылаются некоторые российские сайты. Ведь её можно встретить и на авторитетных ресурсах (например, BBC), а один из первоисточников данных — основательница и президент местной группы защиты животных SOS Chats Noiraigue Томи Томек. Действительно, по её словам, около 3% швейцарцев тайно увлекаются подобными блюдами.

Она подтверждает, что кошка входит в традиционное рождественское меню некоторых районов Швейцарии, и даже называет конкретные кантоны: Люцерн, Аппенцелль, Юра и Берн.

Собачье же мясо, по её словам, идёт в основном на изготовление колбас и жирных средств от ревматизма. Кроме того, из жира этих животных здесь делают популярную мазь от ревматизма.» («Правда ли, что в Швейцарии едят кошек?⁠»)