Найти в Дзене

Тихая хрупкость бытия: как социологи проверяют мир на прочность

Я заканчивал кафедру не просто психологии, а социальной. А это дает определенные преимущества – вышел на улицу и сразу попал на поле экспериментов. Так, однажды классик социологии Норберт Элиас, выйдя в отставку, путешествовал по миру. До тех пор, пока в одной испанской рыбацкой деревушке местные девушки не стали смеяться над его развязанными шнурками. Но когда он завязал их, то обнаружил, как насмешки сменились одобрительными кивками. В глазах общины он мгновенно превратился из «престарелого хиппи» в приличного человека, «одного из нас». Элиас превратил случайность в метод и стал путешествовать с демонстративно развязанными шнурками, собрав альбом фольклорных зарисовок. Так, пишет он, в Англии его незамедлительно предупреждали об опасности. В основном – пожилые люди. В Германии же напротив, мужчины смотрели с холодным презрением, а женщины порывались немедленно помочь. В социологии это называют «кризисным экспериментом» — намеренным, минимальным нарушением неявных социальных норм.

Я заканчивал кафедру не просто психологии, а социальной. А это дает определенные преимущества – вышел на улицу и сразу попал на поле экспериментов.

Так, однажды классик социологии Норберт Элиас, выйдя в отставку, путешествовал по миру. До тех пор, пока в одной испанской рыбацкой деревушке местные девушки не стали смеяться над его развязанными шнурками. Но когда он завязал их, то обнаружил, как насмешки сменились одобрительными кивками. В глазах общины он мгновенно превратился из «престарелого хиппи» в приличного человека, «одного из нас».

Элиас превратил случайность в метод и стал путешествовать с демонстративно развязанными шнурками, собрав альбом фольклорных зарисовок. Так, пишет он, в Англии его незамедлительно предупреждали об опасности. В основном – пожилые люди. В Германии же напротив, мужчины смотрели с холодным презрением, а женщины порывались немедленно помочь.

В социологии это называют «кризисным экспериментом» — намеренным, минимальным нарушением неявных социальных норм.

Общество держится не на законах и инструкциях, а на хрупкой системе молчаливых договорённостей. Если инопланетяне решат исследовать русских, они вряд ли начнут читать нашу Конституцию.

Когда мы выходим в мир с развязанными шнурками, то разрушаем «фоновые ожидания». Реакции англичан, немцев или испанцев на шнурки Элиаса — это не вежливость или грубость. Это попытки общества «починить» реальность, вернуть человека в рамки понятной нормы.

В мелочах спрятано гораздо больше власти, чем кажется. И именно поэтому неписанные правила корпоративной культуры едят утвержденную стратегию корпорации на завтрак.

© Авторский блог Николая Молчанова: кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, популяризатор науки.

Ведет самый популярный блог о поведенческой экономике «Психология Маркетинга» – техники влияния, ловушки мышления и приемы психологии для работы и жизни. Подкаст - здесь.

200K+ подписчиков уже в курсе. Не упусти шанс изменить себя к лучшему.