Найти в Дзене

Ловушка престижного окружения: почему стоит избегать элитных школ

Лет семь назад я беззаботно готовил ребенка к поступлению в лучшую школу Москвы. Подход казался вполне логичным, пока я не разузнал, что социальная психология уже подготовила мне неприятный сюрприз под названием "эффект большой лягушки в маленьком пруду". Еще в 1966 году социолог Джеймс Дэвис заметил странную аномалию. Казалось бы, ученики элитных школ должны штурмовать Лигу Плюща с удвоенной энергией. Но цифры говорили об обратном: дети из «обычных» и даже слабых школ подавали документы на престижные специальности гораздо чаще, чем их сверстники с таким же уровнем способностей, но из топовых лицеев. Причина - в обычной школе высокий уровень успеваемости гарантирует статус отличника. То есть - позитивную самооценку собственных знаний, умений и навыков. Соответственно, растет и уровень притязаний, ребенок верит, что ему покорится любая вершина. А в престижной школе, где собраны самые-самые, тот же самый ребенок с теми же баллами оказывается в окружении победителей олимпиад. Здесь он все

Лет семь назад я беззаботно готовил ребенка к поступлению в лучшую школу Москвы. Подход казался вполне логичным, пока я не разузнал, что социальная психология уже подготовила мне неприятный сюрприз под названием "эффект большой лягушки в маленьком пруду".

Еще в 1966 году социолог Джеймс Дэвис заметил странную аномалию. Казалось бы, ученики элитных школ должны штурмовать Лигу Плюща с удвоенной энергией. Но цифры говорили об обратном: дети из «обычных» и даже слабых школ подавали документы на престижные специальности гораздо чаще, чем их сверстники с таким же уровнем способностей, но из топовых лицеев.

Причина - в обычной школе высокий уровень успеваемости гарантирует статус отличника. То есть - позитивную самооценку собственных знаний, умений и навыков. Соответственно, растет и уровень притязаний, ребенок верит, что ему покорится любая вершина.

А в престижной школе, где собраны самые-самые, тот же самый ребенок с теми же баллами оказывается в окружении победителей олимпиад. Здесь он всего лишь «крепкий середнячок». Уверенность в своих силах тает.

Эспенхейд подтвердил эти данные в 21 веке, исследовав 45 000 учеников в США. Аналогичные эксперименты проводились и в России. И, увы, но академическая самооценка — это мощнейший предиктор успеха. Если ребенок чувствует себя «слабым» на фоне гениев, он подсознательно выбирает путь попроще.

Это классический выбор между тем, чтобы быть «первым в провинции или вторым в Риме». У меня, правда, есть кое-какие сомнения, но наука, к сожалению, на стороне провинции.

А в целом - наше поведение во многом определяется не знаниями, а самооценкой. И это я не только о поступлении в ВУЗ.

© Авторский блог Николая Молчанова: кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, популяризатор науки.

Ведет самый популярный блог о поведенческой экономике «Психология Маркетинга» – техники влияния, ловушки мышления и приемы психологии для работы и жизни. Подкаст - здесь.

200K+ подписчиков уже в курсе. Не упусти шанс изменить себя к лучшему.