Но это вовсе не значит, что этот человек умеет только критиковать всех и вся и больше ничего не умеет. В принципе, для своего возраста и учитывая его особенности, его знания, умения и навыки весьма приличны. Просто, такая вот черта есть в нём.
А уж проявление ли это "особенностей" или характера - покажут время и опыт. А пока мы только еще знакомимся с ребенком.
"Мы" - это педагогические работники специализированного социального учреждения для детей с особенностями развития. В частности НАШ отдел - занимается кружковой работой (проводим различные творческие занятия и развлекательно-познавательные мероприятия)
А ребенок, о котором хочу написать - красивая девочка, которая приехала на трёхнедельный курс в стационар нашего учреждения, чтобы, так же как и все ребята, получать положенные ей медицинские, коррекционные и прочие услуги.
Девочка И.
Ребенок из стационара, 9 лет, ментальные нарушения.
Внешне - просто милашка, мимика - не каменная, а очень выразительная. Не успеешь ей слово сказать - а у неё уже реакция на лице написана. И готов ответ! Словами! Ну, то есть, с речью тоже никаких особых проблем, кроме как с артикуляцией (естественно, поправимо).
Учится во 2 классе, но находится на домашнем обучении. Ибо есть в ней некоторые вещи, которые мешают ей работать в коллективе каждый день.
И, видимо, по этой же причине, девочка И. лежит в отделении в сопровождении мамы, несмотря на то, что навыки самообслуживания у неё развиты почти по возрасту.
А что не так?
Девочка И. - человек непредсказуемый
Вот, прямо сейчас - она может радоваться красивой картинке на стенде, ахать и восхищаться, а через минуту - она может разозлиться и раскричаться на какого-нибудь мимо проходящего человека, который загородил эту картинку. И не просто "Аааа!", а самыми настоящими словами и фразами. Без мата, но грубовато. Типа "эй, вообще-то, ты не прозрачный!"
На одном занятии у дефектолога - она может с удовольствием выполнять какое-либо математическое задание чуть ли не 20 минут без перерыва, утверждая, как она любит цифры. А уже когда на другом занятии дефектолог ей даёт похожие по теме задания - девочка И. уже может обругать и швырнуть пособие и крикнуть дефектологу:
- Отстаньте от меня, я ничего не хочу! Не люблю цифры! Математика какая-то, фу, гадость!
Или (со слов воспитателя стационара):
Просит девочка И. маму выйти с ней на улицу погулять. Ну, там, свежий снежок, небольшой морозец, всё такое. Мама - поддерживает идею, вместе собираются побегать на площадке.
А уже в вестибюле, обуваясь и одеваясь, девочка может швырнуть на пол пуховик с криками:
- Аааа, не хочу гулять! Не пойду гулять! Ты что, тупишь? Не видишь, что там холодина?! Хочу в палату!
А крики обращены то ли к маме, то ли к охраннику, то ли к самой себе, то ли непонятно к кому...
В общем, такой своеобразный человек. А для педагогов - просто радость хотя бы из-за того, что на занятия приходит "говорящий и понимающий" ребенок.
А что насчет "критики"?
О, это целая история, которую поведала нам наша соседка из "кабинета за стеной" - учитель музыки.
Нет, девочка И. вовсе не отказывалась слушать музыку или петь песенки, не ленилась и не ругалась.
Но сами песни - точно стали поводом для желчных высказываний. И нашему педагогу-музруку даже показалось, что девочка прямо "смакует" свои же критичные комментарии по поводу песен.
Например…
Слушают в группе очень красивую лиричную старую песню (на стихи Рожественского?). В ней есть слова:
… Может, впервые за тысячу лет
Дайте до детства плацкартный билет…
Замечательная песня, душевная! Даже один мальчик-подросток из группы слезу пустил. А девочка И., перебивая аудиозапись, громко высказалась:
- Плацкартный? Фууу! Зачем плацкартный? Купе же лучше! Вот мы ездили к бабуле на поезде в купе - хорошо было! Никто не смотрел и не лез. А на плацкартный - это же все ходят, бегают и орут! Эта тётка (наверное, имелась в виду певица) - она что, с ума сошла, хочет на плацкарте ехать?
Педагог - вроде как пыталась доступным языком объяснить девочке И., что поэт писал стихи, вкладывал туда свои чувства, композитор - свои, а певица - исполняла "готовый материал", и т.п.
А девочка И. - по-прежнему упиралась:
- Всё равно, странная песня. Враньё какое-то.
С "кузнечиком" - еще интереснее получилось
Ну с тем, который в траве сидел.
Пели с ребятами (уже на другом уроке) песенку вместе, а педагог - аккомпанировала на синтезаторе.
Может быть, с персонажем песни, возникло у девочки И. некоторое недопонимание, а может, опять же, поэт ей не угодил и не объяснил, что слово "кузнечик" может видоизменяться по ходу песни.
Когда дошла очередь до строчек про лягушку и слов "и съела кузнеца", наша девочка И. аж поперхнулась:
- Как? Каааак?! Нееет! Не может быть!
- Что не может быть? - спросила педагог.
А девочка И. ей:
- Как это съела кузнеца?! Как может маленькая лягушка - съесть кузнеца? Он же большой мужик с молотком, а лягушка - маленькая!
И, увы, хоть кол на голове теши, не принимала девочка И. тот факт, что кузнец и кузнечик - одно лицо. Так и упиралась:
- Нееет, не надо! Кузнец - это мужик, а кузнечик - насекомое. А лягушка же ела кузнеца, а не кузнечика! Зачем такую песню для детей придумали?
Уууу, не переспоришь, бесполезно.
И ведь девчонка искренне возмущалась и удивлялась, это был никакой не стёб! Она на самом деле такая! А прикалываться и иронизировать - она просто не умеет. Не может! У нее есть только свежие сиюминутные искренние чувства и эмоции, которые то и дело кипят и через уши-ноздри парят!
Короче, не стала педагог оправдывать поэтов-песенников, но потом всё же рассказала маме девочки И. о её критических замечаниях к песням (кстати, это было уже при мне).
А мама говорит:
- Оооох, это наша беда! Песенки ваши - это еще цветочки. Вы не представляете, как от моей (имя девочки И.) Пушкину досталось! Ну, вы знаете, он же то ударение в словах менял, то какие-то частицы редкие добавлял, чтобы складно было… Вооот. Так она - прямо его портрету в учебнике высказала: "Не можешь писать о чём-то по-человечески - так пиши на другую тему, которую знаешь, или вообще не пиши!"
Уууу! И такое бывает. Однако, мне самой прямо аж интересно стало пообщаться с девочкой И. поближе.
Девочка И. в моём кружке
Кстати, работа в технике оригами ей очень "зашла", и, касаемо выполнения плана занятий, у меня вообще к ней не возникало ни претензий, ни вопросов.
Но, учитывая её критичные комментарии относительно некоторых видов искусства, меня мучил совсем другой вопрос. Нет, конечно, не мучил… Может быть, просто хотелось немножко поэкспериментировать… и спровоцировать… ЖИВОПИСЬЮ!
Показала я ей (разумеется, репродукцию на экране) "Майю с куклой" Пикассо.
Портрет, разумеется, достаточно "своебытный" для человека, который привык, чтобы всё было точно, чётко и правильно.
Думаю, сейчас девочка И. в хвост и в гриву его начнет критиковать, ругать и художнику своё "фя" высказывать.
А она - посмотрела, покрутилась, наклоняя голову вправо-влево, и говорит:
- О, уууу, а нормально. Приятно смотрится. Только жалко девочку.
- Что-то тебе не нравится? И почему жалко? - спрашиваю.
А она:
- Нет, всё нравится. Но девочка, наверное, упала с лестницы, когда маленькая была. Видите - у неё нос сломан вбок. И всё лицо. Вам что, не жалко?
Упс! Еще интереснее… оказывается, добрые чувства к девочке перебороли её "внутреннего критика" относительно искусства. Уже хорошо. И, судя по этой её реакции, "Свинку Пеппу" она бы тоже особо не критиковала.
Ну и то хорошо, что она действительно проникается вопросами, обращенными к ней и старается отвечать искренне.
Может быть и правда, "слегка бестактная искренность" в людях - всё же лучше "лицемерной тактичности"? Ну, по крайней мере, меньший риск от такого человека нарваться на подлость. Да, наверное, так.
Вам же, дорогие читатели, всего честного и доброго дома и на работе.