- Таруса всегда манила меня, казалась каким-то далеким, небывалым местом, по ощущениям - примерно Марс, настолько недостижима. Оказалось - нет. Этот литературный городок вполне доступен для туриста. Я прошла от его центра до Таруски минут за 20.
- Таруса литературная
- Паустовский прожил на даче в Тарусе 13 лет
Таруса всегда манила меня, казалась каким-то далеким, небывалым местом, по ощущениям - примерно Марс, настолько недостижима. Оказалось - нет. Этот литературный городок вполне доступен для туриста. Я прошла от его центра до Таруски минут за 20.
Таруса литературная
Места, романтизированные Цветаевой и Заболоцким, описанные Константином Георгиевичем Паустовским и даже Владимиром Железниковым в его знаменитом "Чучеле", меня всегда привлекали. Для каждого филолога слова "Тарусские чтения" звучат волшебно.
Мы приехали в Тарусу на экскурсионном автобусе - на всё про всё у нас было 3 часа. Вначале мы посетили Музей Марины Цветаевой - дом её дедушки и бабушки Тьё со стороны матери.
Наверное, многие слыхали стихотворение Заболоцкого про скуку в захолустье?
Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Исусе!
Эти строчки тарусские экскурсоводы теперь используют как фишечку - с самоиронией, но не только: добавляют гордость за знаменитость своей скуки. Да почему бы и не быть тарусянам гордыми за свой городок, когда он связан с таким количеством знаменитостей, приезжавших сюда в гости и подолгу живших здесь? Таруса знаменита не только своими литературоведческими чтениями, но и полотнами Поленова, творившего неподалёку, и цветаевской семьей - Ивана Владимировича, создавшего ГМИИ им. Пушкина, и самой русской поэтессы Марины Цветаевой.
Паустовский прожил на даче в Тарусе 13 лет
Совсем рядом от этого музея - можно сказать, в 2 минутах ходьбы, за углом, находится Дом Паустовского. Музей его почти микроскопический: видите, на фотографии половина дома, разделенная красным забором? Это и есть бывшая собственность писателя.
Именно здесь, практически в доме Паустовского, в 1961 году был собран первый бесцензурный альманах "Тарусские страницы". Ничего "такого" в нём и не было - но его запретили, и только ходатайство Константина Георгиевича спасло авторов альманаха от сурового наказания.
Дом писателя совсем крохотный, это же была летняя дача. В таком небольшом пространстве физически не поместятся толпы туристов, осматривать музей лучше в одиночестве.
Поскольку организованной группы у нас не было, а время экскурсии было давно занято, попасть внутрь не удалось. Мы только осмотрели дом снаружи и - решили, делать нечего, - пойдемте прогуляемся к речке.
Спускаемся к Тарусе. Снега этой зимой везде достаточно. Да и мороз балует жителей моей любимой страны. Дома и без того невысокие кажутся от сугробов еще ниже.
Таруса впадает в Оку близ города Тарусы
Речки во льду. Но не то с Тарусой: капризная река с быстрым течением не пожелала застыть: в центре русла бежит, журча, перекатываясь по камням, вода. Удивительная создается атмосфера - необычная и привлекательная.
Река Таруса
- 88 км - длина;
- 0,8 м/км - уклон;
- 915 кв. км - площадь водосборного бассейна;
- исток - у деревни Андреевское Калужской области;
- впадает в Оку у города Тарусы.
"Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с её плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветёт между берёз и сосен черёмуха..." -
писал Паустовский.
К дому Паустовского примыкает большой огород, на краю его, на высоком берегу Тарусы, стоит зеленая беседка. Мы заметили её, подняв взгляд. Высокий берег порос кустарником. Зимой без листвы постройку хорошо видно. А вот летом она наверняка сливается с растительностью и незаметна.
Дачу в Тарусе Константин Георгиевич особенно ценил как раз за то, что она выходила к реке. Можно было проснуться, пройти через огород к калитке, выходящей на берег, спуститься, сесть в лодку - и заняться любимым делом. Больше всего в жизни Паустовский любил ловить рыбу. Придумал своеобразную философию рыбалки, много писал о рыбаках (его рассказ "Золотой линь" знают, кажется, все школьники) и даже собирался выпустить специальную книгу для рыболовов: "Руководство по ужению".
Говорят, во время рыбалки в Тарусе к Паустовскому повадился ходить местный кот. Забирался к нему в лодку и ждал, пока писатель, наловив добычу, поделится ею.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
............................................................
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
............................................................
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
..........................................................
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Так писал Николай Заболоцкий в стихотворении "Вечер на Оке", проведя в Тарусе 2 лета - в 1957 и 1958 годах.
Паустовский цитировал именно это стихотворение в своем рассказе "Городок на Оке". Именно благодаря хлопотам Паустовского Таруса в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века стала более благоустроенной. Ей вернули статус районного центра, провели водопровод, построили новые здания для больницы и школы...
Кстати, Владимир Железников, автор "Чучела" и других прекрасных детских книг, тоже жил... в доме Паустовского. Почему? Да потому что был женат на приемной дочке Константина Георгиевича Галине Арбузовой. Помните "старый русский городок на берегу Оки, где-то между Калугой и Серпуховом" из повести Железникова? Так это - Таруса. Более 40 лет жизнь автора "Чучела" и "Приключений чудака" связана с этим городком.
Я очень рада, что мне-таки довелось побывать в Тарусе, пусть это и произошло зимой. К Поленову я не съездила - может быть, как-нибудь удастся осуществить и эту идею - уже летом. Даст Бог, тогда и посмотрю на эти приокские места в зелени.
А вы путешествуете зимой, дорогие читатели или предпочитаете дожидаться лета?