«В 99-м году нас пригласили на фестиваль «Рок на быстрой реке», который проходил на Катуни. Там были АКВАРИУМ, ЧИЖ&Co, Вячеслав Бутусов, TEQUILAJAZZZ – вся плеяда мастодонтов».
О барнаульской группе ВОСВОЯСИ, текстах Дениса Воробьева и собственном становлении в качестве художника рассказывает Николай Коротков – гитарист гр. ВОСВОЯСИ (в прошлом), профессиональный художник.
Расшифровка видеозаписи интервью МАШБЮРО с Николаем Коротковым 06.12.2025. Часть 1
- МАШБЮРО: – Николай, первый вопрос традиционно об истоках. Как твои предки оказались в Сибири? Как ты занялся творчеством? Сначала увлекался музыкой и только потом перешел к живописи?
НИКОЛАЙ КОРОТКОВ: – Мой прадед с Поволжья, работал на железной дороге – это все, что я знаю. Все его продолжатели, дети – барнаульские, мой дед тоже. Сейчас мы находимся в его доме, в «родовом гнезде», дед отсюда уходил на войну в 1941 году (дом 1939 года постройки). Родителей уже нет. Сейчас я здесь живу и творю в этой мастерской.
Рисовать начал с самого детства. В школе уже знал, чем буду заниматься. Дети со всей улицы приходили ко мне, мы рисовали удостоверения, печати – все на высоком художественном уровне! Потом были художественная школа и художественное училище, получил профессиональное образование. Получается, что работаю художником с самого детства до сегодняшнего дня.
Музыка тоже всегда была со мной. В детстве у меня был прекрасный голос, я даже солировал в школьном хоре. С возрастом голос поломался (сигареты и т. д.), а слух у меня идеальный. Рок-н-ролл в моей жизни появился лет с 14, когда я услышал всех мастодонтов: LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, DIRE STRAITS и других.
Начал заниматься на какой-то советской шестиструнной гитаре. Мой школьный товарищ Денис Воробьев (будущий вокалист группы ВОСВОЯСИ) тоже времени зря не терял. Когда он привел меня к себе домой, я ошалел: у его брата Димы была настоящая электрическая гитара – это был просто космос! Он был старше нас на шесть лет и играл в группе ПРАЗДНИК. Ребята играли на танцах в старом парке, что для нас, пацанов, считалось очень круто. Это был 1988 год, мы еще учились в последних классах школы, но уже были «под…нками» (смеется). Начали с Денисом пытаться играть вместе, он очень четко владел словом, писал тексты.
С детства у нас была игра-упражнение: он кидал мне фразу, а я отвечал рифмой. Это было по умолчанию, возникали интересные аллегории, парадоксы, и все превращалось в бесконечную ржаку. Потом это преобразовалось в какие-то формы через стихи и музыку. Группа ВОСВОЯСИ существовала лет 10-12, записали пять альбомов – очень интересный был этап в жизни.
В 2007 году Денис трагически скончался, а мне одному не было никакого смысла продолжать заниматься музыкой. Я не профессиональный музыкант, параллельно с игрой на гитаре в группе занимался своей художественной деятельностью, работал, преподавал. Тем более, что это была творческая связка, мы были половинами одного целого: я создавал мелодический рисунок, а Денис отвечал на это своей поэзией, затем подключались остальные музыканты, – так складывались композиции. Специально искать новых людей не хотелось, все это прошло.
- Денис тоже был художником?
– Да. Дар Дениса раскрылся чуть позже. На пике наших занятий музыкой я активно делал выставки, был довольно известным художником в Барнауле. На этой волне Денис тоже стал заниматься рисованием, добился неплохих результатов.
- Но он был самоучкой?
– Да, без образования.
- Это было твоим влиянием?
– Конечно, а как иначе, если мы были вместе. Не как муж и жена, а как два друга – это, по-моему, эмоционально даже ближе, чем мужчина с женщиной. Нас объединяло творчество, а когда два или три мужчины соединяются вокруг одной идеи, – это страшное дело.
- Поговаривают, что ВОСВОЯСИ – самая эстетская группа Барнаула. Согласен ли ты с этим?
– Да. В текстах Дениса всегда был флер романтизма, недосказанности, это было поэтично, поэтому можно назвать песни эстетскими.
- Вы ездили на какие-то фестивали?
– Самым популярным достижением было, когда в 99-м году нас пригласили на фестиваль «Рок на быстрой реке», который проходил на Катуни. Там были АКВАРИУМ, ЧИЖ&Co, Вячеслав Бутусов, TEQUILAJAZZZ – вся плеяда мастодонтов. Евгений Колбашев (барнаульский музыкальный продюсер, организатор концертов, музыкальный журналист) организовал этот фестиваль, и мы туда вписались. Выступление было абсолютно провальным – в тот период нас предал бас-гитарист. Примерно за полгода мы уже знали, что будем выступать, и очень активно занимались, чтобы не ударить в грязь лицом. Буквально за месяц, или даже меньше, басист «спрыгнул», мы очень расстроились. Нашли нового музыканта, но каким он мог быть мастером, если нам было по двадцать лет – играл как мог, не хватило времени для подготовки, выступили слабенько.
Был прикольный момент в 1996 году во время предвыборной кампании Бориса Ельцина «Голосуй или проиграешь». По всей стране был чес, целая агитбригада давала концерты в разных городах. Нас выдвинули от Барнаула, мы сыграли три композиции во Дворце Спорта, народу понравилось, и нам дали путевку на гала-концерт в «Олимпийском» в Москве. Круто! Дорогу оплатили, мы приехали на конкурс. В жюри сидел Игорь Матвиенко и еще несколько людей, которых сейчас уже не вспомню – в общем, приличные люди. Первый прогон был под фонограмму, а мы ни разу в жизни этого не делали. Представь: нужно было дрыгаться с гитарой, как придурок. Мало того, что я вообще не очень эмоционален на сцене, а тут надо было что-то из себя изображать, – это был дикий опыт. После этого трека у меня голова была набекрень, ничего не понятно. Жюри проводили отбор, потому что было групп 30 со всей страны, а то и больше, – из каждого города по группе. Пару самых понравившихся групп пригласили на гала-концерт с живым звуком, который был вечером. Мы не попали, естественно, да и Слава Богу. Думаю, что все к лучшему. Такие были достижения.
- Зато попали в Олимпийский!
– Еще и с такими обстоятельствами! Под фонограмму попрыгали и поехали обратно к себе в Барнаул. Ржали всю дорогу.
- А сам ты не писал стихи для группы?
– Вначале были какие-то потуги. Потом понял: не стоит, когда есть человек, который делает все правильно. Нужно же прикладывать усилия, если в тебе этого нет. Когда из человека поэзия сама идет, он даже не задумывается об этом, а мне нужно было садиться и думать. У Дениса это получалось естественно.
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в Telegram. Присоединяйтесь!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: