Найти в Дзене

"Кто виноват" интересовался не только Герцен — Алессандро Пиперно с итало-еврейским романом

... и что делать? Поправьте, если ошибаюсь, но кажется у носителей нашей ментальности заглавие в первую очередь отзывается мемом о двух главных русских вопросах. Во вторую, представители поколения, которое застало СССР и помнит ленинское, о будивших друг друга по цепочке, подумают о разбуженном декабристами Герцене с его эпохальным трудом. Промахнувшись во множестве внешних деталей - это вообще художественная книжка про взросление в итальянские 80-е, но не ошибившись в главном - роман Алессандро Пиперно остросоциальная проза. Смешанная итало-еврейская семья живет в съемной квартирке на окраине Рима. Воплощение спокойствия, корректности, самодисциплины, мама преподает в лицее. Коммивояжер (торговый агент) папа отвечает в семье за спонтанность, креатив и яркие, хотя далеко не всегда разумные решения, вроде покупок предметов роскоши, когда нечем заплатить аренду и всякого наподобие. Иными словами, мама воплощение порядка, папа хаоса и нетрудно догадаться, что именно он, попросив кого, мож

... и что делать?

Поправьте, если ошибаюсь, но кажется у носителей нашей ментальности заглавие в первую очередь отзывается мемом о двух главных русских вопросах. Во вторую, представители поколения, которое застало СССР и помнит ленинское, о будивших друг друга по цепочке, подумают о разбуженном декабристами Герцене с его эпохальным трудом. Промахнувшись во множестве внешних деталей - это вообще художественная книжка про взросление в итальянские 80-е, но не ошибившись в главном - роман Алессандро Пиперно остросоциальная проза.

Смешанная итало-еврейская семья живет в съемной квартирке на окраине Рима. Воплощение спокойствия, корректности, самодисциплины, мама преподает в лицее. Коммивояжер (торговый агент) папа отвечает в семье за спонтанность, креатив и яркие, хотя далеко не всегда разумные решения, вроде покупок предметов роскоши, когда нечем заплатить аренду и всякого наподобие. Иными словами, мама воплощение порядка, папа хаоса и нетрудно догадаться, что именно он, попросив кого, можно прогулять школу; кто купил гитару и научил первым аккордам; с кем так классно смотреть футбол и устраивать вечерами гитарные джем-сейшены - что именно он, а не нудная мама, герой сына.

По убеждениям родители коммунисты (ничего странного, в Италии компартия традиционно сильна) и не ставят во главу угла материальное, но есть большая разница между достойной бедностью и гранью нищеты, за которую их жизнь то и дело готова рухнуть. Не надо объяснять, что жизнь в собственном доме обходится в разы дешевле, чем в съемном, а когда жизнь семьи из трех человек, включая аренду, оплачивает одна только зарплата учительницы, это чрезвычайно скудное существование. Папа либо не зарабатывал ничего, либо спешил избавиться от перепавшего, очередной лакшери-стайл тратой. Неудивительно, что призрак выселения и нищеты нависал над ними, а родительская спальня всякую ночь становилась ареной баталий. Далеко не любовных.

Так было до тех пор, пока одним апрельским днем мама не объявила, что они идут праздновать Песах с родственниками, а подросток не узнал о своей принадлежности к могущественному клану Сачердоти. Все в доме, куда они пришли, дышало респектабельностью. Красивые, уверенные в себе и завтрашнем дне люди, казалось, рады были принять его с мамой в семью, ощущения которой так не хватало мальчишке. Для рассказчика это стало родом культурного шока. Сказка не закончилась, на каникулах его пригласили в Нью-Йорк с юными родственниками, которых вез дядюшка. знаменитый адвокат. Нет, платить не придется, одна из кузин не сможет лететь, он лишь займет ее место.

Дивный новый мир жизни "на богатом" заворожил героя, Сачердоти тратили, не задумываясь, обращались с персоналом с непринужденностью аристократов, и нет, бедным родственником он себя не ощутил - его расходы взял на себя дядя, а чудесная кузина Франческа стала первой любовью. Как после такого вернуться к убожеству привычного существования? Проблем разрешилась самым неожиданным образом, хотя цена. которую пришлось заплатить за возможность не решать ее оказалась слишком высокой.

"Кто виноват" крепко сделанный кроссовер из романа взросления, семейной драмы, социальной, национальной и психологической прозы, с патиной детективной загадки, и вынесенным в заглавие комплексом вины. Не знаю, кто придумал сравнивать Пиперно с Прустом, ничего от тягучей многословности поисков утраченного времени в романе нет, скорее это Фицджеральд с манящим зеленым огоньком жизни богатых и знаменитых, и Драйзер с не только американской трагедией. Еще толика Стайрона с невозможным выбором без выбора, после которого надо как-то жить, и выясняется даже, что можно жить хорошо, оставаясь в душевном аду.

Прочитать-послушать стоит. 8/10.