Найти в Дзене
Прокудин-Горский

«Всѣ знаютъ, что въ Петербургской Губерніи крестьянинъ живетъ скудно и нечисто, но никто лучше охотника не въ состояніи дать полнаго понятія

о жизни, какую ведетъ здѣшній мужикъ. Хотя самая наружность чухонской избы есть уже вывѣска бѣдности, но внутренность превосходить всякое описаніе,—это верхъ нищеты. Бѣднѣе и грязнѣе жить невозможно. При всемъ этомъ чухонцы не бѣдны, даже между ними есть люди со средствами; но и послѣдніе по привычкѣ живутъ одинаково дурно. Крошечная, низенькая чухонская избенка, которой стѣны покрыты сажей, имѣетъ два маленькихъ окошка. Въ избѣ глиняный полъ, огромная печь, которая во время топки наполняетъ всю избу дымомъ, что не мѣшаетъ однако въ ней жить милліону прусаковъ и блохъ съ семействомъ чухонцевъ и цѣлымъ пометомъ прегрязныхъ поросятъ. При встрѣчѣ чухонцевъ и свиней, мнѣ всегда кажется, что свинья другъ чухонца, какъ собака другъ человѣка. Чухонцы питаются картофелемъ, кислымъ молокомъ и вонючими сельдями. Не знаю, почему коровье масло называется чухонскимъ: у нихъ масла и въ заводѣ не бываетъ, а есть одни куриныя яйца, на которыя только и можно расчитывать. Охотникъ находитъ у чухонца е

«Всѣ знаютъ, что въ Петербургской Губерніи крестьянинъ живетъ скудно и нечисто, но никто лучше охотника не въ состояніи дать полнаго понятія о жизни, какую ведетъ здѣшній мужикъ.

Хотя самая наружность чухонской избы есть уже вывѣска бѣдности, но внутренность превосходить всякое описаніе,—это верхъ нищеты. Бѣднѣе и грязнѣе жить невозможно. При всемъ этомъ чухонцы не бѣдны, даже между ними есть люди со средствами; но и послѣдніе по привычкѣ живутъ одинаково дурно. Крошечная, низенькая чухонская избенка, которой стѣны покрыты сажей, имѣетъ два маленькихъ окошка. Въ избѣ глиняный полъ, огромная печь, которая во время топки наполняетъ всю избу дымомъ, что не мѣшаетъ однако въ ней жить милліону прусаковъ и блохъ съ семействомъ чухонцевъ и цѣлымъ пометомъ прегрязныхъ поросятъ. При встрѣчѣ чухонцевъ и свиней, мнѣ всегда кажется, что свинья другъ чухонца, какъ собака другъ человѣка.

Чухонцы питаются картофелемъ, кислымъ молокомъ и вонючими сельдями. Не знаю, почему коровье масло называется чухонскимъ: у нихъ масла и въ заводѣ не бываетъ, а есть одни куриныя яйца, на которыя только и можно расчитывать. Охотникъ находитъ у чухонца единственный пріютъ на сѣновалѣ.

Русскій мужикъ, хотя живетъ здѣсь несравненно чище и богаче чухонца, но все-таки живетъ бѣдно, грязно и съ клопами».

Ваксель Л. Карманная книжка для начинающихъ охотиться съ ружьемъ и легавой собакою. Санктпетербургъ, 1856.

Это начало «особыхъ замѣтокъ», которыя безъ измѣненій перепечатывались въ послѣдующихъ изданіяхъ книги Льва Вакселя (всего вышло пять, послѣднее—въ 1898 году). Книжка прекрасная, не случайно ее высоко цѣнили С. Т. Аксаковъ, И. С. Тургеневъ и другіе охотники. «Очень полезная книга»,—отмѣчалъ спеціалистъ по охотничьей литературѣ Николай Анофріевъ.

Ваксель не открывалъ секретовъ: изъ такого рода описаній дореволюціоннаго быта чухонцевъ можно составить брошюру. Такъ что какому такому маслодѣлію они могли научить русскихъ, какъ пишутъ нѣкоторые, остается загадкой.

чухонцы (чухны)—народное названіе финскихъ племенъ карельскаго происхожденія, живущихъ въ окрестностяхъ Петербурга, въ уѣздахъ Петербургскомъ, Шлиссельбургскомъ, Петергофскомъ и Царскосельскомъ» (ЭСБЭ).

 #Яства

Ещё больше фотографий:

____________

Telegram | ВК | MAX | Дзен | Пикабу