Женщина пришла ко мне на прием в конце рабочего дня. Села напротив, и почти сразу сказала фразу, с которой, по сути, и началась вся эта история. Ее молодой человек после серьезного разговора сказал ей так:
Поживем с тобой еще лет пять, а потом я решу, стоит ли на тебе жениться
Она произнесла это без слез, даже немного усмехнулась. Но в глазах была печаль. Та самая, которую я часто вижу у людей, долго живущих в режиме ожидания. Когда вроде бы отношения есть, а почвы под ногами нет.
Мы начали разбирать, как она оказалась в этой ситуации. Выяснилось, что они жили вместе три года, и все это время она ждала предложения. При этом изо всех сил старалась показать какая она хорошая, хозяйка, друг, любовница... Сначала ей это казалось разумным.
Он говорил уверенно об отсрочке свадьбы, ссылался на жизненный опыт, на статистику разводов, на необходимость проверить чувства временем. Звучало это обнадеживающе. Она решила, что любит, и готова ждать.
Время шло
Прошел год. Потом второй. Они жили вместе, вели общий быт, ездили к его родителям, обсуждали отпуск и покупки. Только одно оставалось неизменным. Ее статус. Временная. Проверяемая. Как будто она находилась на испытательном сроке без даты вступления в должность.
Она рассказывала, как ловила себя на странных убеждениях. Нельзя поссориться. Нельзя настаивать. Нельзя поднимать тему будущей семьи. Вдруг он решит, что она не достойна, потому что слишком торопится. Она стала замечать как стала меняться не только внутренне но и внешне. И все равно старалась быть удобной, понимающей, терпеливой.
Постепенно у нее пропала улыбка, исчезли спонтанность и задор. Осталась только удобная версия самой себя в режиме ожидания.
Я спросил, а что он хотел увидеть спустя это время? Какие у него критерии. Ответ был простой. Он сам не знал. Просто хотел посмотреть. Как будет. Как сложится.
Сложное положение
Это всегда очень сложный момент в жизни. Когда у одного партнера есть право решать, а у другого только возможность ждать. В таких отношениях время проведенное вместе приносит не близость, а выгорание.
Она начала чувствовать обиду, но запрещала себе ее осознавать. Говорила себе, что так правильно, что сейчас все так живут, что брак это серьезно. Только тело реагировало по своему. Бессонница, раздражительность, депрессия. Складывалось ощущение, что жизнь проходит мимо.
Я сказал ей то, что часто говорю в таких случаях. Проверка это всегда игра в одни ворота. Если партнера проверяют годами, это не про осторожность. Это про страх взять ответственность. И про удобство держать партнера в неопределенности.
А если...
Она долго молчала. Потом спросила:
А если я уйду, вдруг окажется, что зря. Вдруг он бы решился.
Страх потерять иллюзорное будущее иногда сильнее, чем боль от настоящего. Но за годы практики я видел одно и то же. Там, где человека держат в режиме ожидания это волшебное потом, никогда не наступает.
Мы закончили встречу с честным взглядом на реальность. Она уходила с чувством ясности. И это был хороший знак. Потому что с этого момента она перестала быть объектом чьего то выбора и снова стала субъектом своей жизни.
Отношения где есть тестируемый и тестировщик это путь в никуда. И чем раньше человек это понимает, тем больше у него шансов начать жить своей жизнью.
Через месяц
Через месяц она пришла снова. Ее осанка стала другой, взгляд более уверенным. Когда человек отказывается жить в режиме ожидания, тело буквально сбрасывает груз.
Они расстались через две недели после нашей прошлой встречи. Без драм. Она просто сказала, что больше не готова жить в формате когда ее будущее откладывают на потом. Он растерялся. Пытался объяснять, что она все неправильно поняла, что он почти созрел, что еще немного.
Но это "почти" она слышала уже много раз.
Она сама не верила, что смогла освободиться.
И вот здесь произошла самая важная вещь. Она начала говорить о себе. Не о нем, не о том, что он думает или что решит.
Она сказала фразу, которую я часто слышу после таких расставаний:
Я как будто снова дышу.
Мы немного помолчали. А потом я сказал ей, что в ее случае расставание это не потеря отношений, а возвращение к себе. Она кивнула и улыбнулась.
На этот раз она ушла с планами. Не абстрактными, а конкретными. И я подумал, что это один из тех редких случаев, когда выход из отношений гораздо перспективнее любых попыток сохранить то, что есть.