Когда я смотрю на гоацина, я испытываю странное чувство. Мне всё время кажется, что я вижу чешуйчатого раптора, который накинул на себя тонкий слой перьев для маскировки. Но пройдёт ещё миг, и он скинет их с себя, чтобы зашипеть по-рептильему, возвещая о наступлении новой эры динозавров. И в этом действительно что-то есть, ведь гоацин — это самая динозавровая птица из всех ныне живущих!
Те, кто читают нас на постоянной основе уже в курсе, что птицы — это самые настоящие динозавры, а не их потомки, как считалось ранее. В них до сих пор полным-полно особенностей и черт, которые были широко распространены у ужасных ящеров мезозоя. Но некоторые особенности они всё же утратили.
Например, в процессе специализации крыльев они отказались от когтей на передних лапах, а способность динозавров питаться листвой, ферментируя её в своём ЖКТ, канула в Лету вместе с завроподами – огромными и неповоротливыми травоядными динозаврами. И гоацин – единственный, кто сохранил обе эти особенности, по крайней мере отчасти.
Птенцы гоацинов необычайно ловки и подвижны по меркам птиц. Практически сразу после рождения они способны ползать по ветвям родного дерева и даже спасаться от опасности за счёт… прыжков в воду! После чего они успешно доплывают до берега и опять возвращаются к себе в гнездо – и всё благодаря коготочкам на лапах, которые отпадают во время взросления.
Но вместе с когтями гоацин сохранил и множество куда более примитивных черт. Его киль слабо развит, мускулатура крыльев работает плохо, а череп более тяжёлый и массивный, чем у других летающих птиц. Поэтому целыми днями он сидит в кроне деревьев и питается их листвой, на ферментацию которой уходит много сил и энергии организма.
Всё это, вместе со странным внешним видом и создаёт гоацину образ птицы, ушедшей от древних динозавров всего на несколько шажочков. Только это неправда, нас ввели в заблуждение.
Гоацин — это, безусловно, древняя и уникальная птица, чья эволюционная ветвь отделилась от общей линии птиц примерно 66 миллионов лет назад. И всё же он входит в подкласс новонёбных птиц, возникших не так уж и давно, в самом конце мелового периода. Настоящие старички — это древненёбные (прочти правильно!) птицы, которые отделились от общей ветви 70-120 миллионов лет назад. И, несмотря на свою древность, все эти страусы, эму и тинаму куда меньше походят на динозавров, чем гоацины.
Но оно и неудивительно, ведь все «динозавровые» черты гоацинов – это новодел. Их киль и мышцы деградировали, чтобы дать место огромному зобу, занимающему значительную часть грудной клетки. А следам за ними изменился и череп – ведь он должен быть лёгким, только если ты летаешь целые дни напролёт.
И даже когти — главное достоинство гоацинов — не такая и удивительная штука. Птенцы африканской птицы турако тоже имеют небольшие коготки, которые позволяют им карабкаться по деревьям. А гены, отвечающие за их возникновение, имеются у сотен видов птиц, просто находятся в выключенном состоянии. Но иногда, в ходе спонтанных мутаций они включаются и проявляются в виде атавизмов — древних признаков, которым нет применения.
С вами была Книга животных!
- - - - - - - - - - - - - -
У нас огромный канал, которому 8 лет и множество зоологов, которые каждый день пишут тонны текста из той области, где они специалисты. Всё это, к сожалению, держится только на редкой рекламе и вашей поддержке. Вы можете поддержать стабильность нашей нервной системы путем минимальной подписки 100р в месяц. Оформить поддержку можно прямо по этой ссылке: https://dzen.ru/knigajivotnih?tab=premium
Огромное спасибо всем нашим читателям