Хрупкая блондинка с кукольными чертами лица Людмила Целиковская известна была как одна из самых прекрасных актрис советского кино сталинской эпохи. Снялась более чем в 30 фильмах - "Антон Иванович сердится", "Воздушный извозчик", "Иван Грозный", "Беспокойное хозяйство".
При этом сердцеедка Людмила трижды была замужем. Первый раз - за актером Юрием Месхиевым. Второй раз - за писателем Борисом Войтеховым. Третий раз - за актером и режиссером Михаилом Жаровым Однако первый брак продлился лишь год, второй продержался едва ли два. Жарова ветренная красотка Людмила и вовсе за пять лет до инфаркта довела.
- Не могу постоянно быть с кем-то. Мне нужно свободное дыхание, - говорила Целиковская.
Встреча с армянином
Однако в 1947-м году Людмила Целиковская наконец-то встретила ЕГО. Мужчину всей своей жизни. Настоящего армянина, знойного красавца и выдающего архитектора Каро Алабяна. Ради которого бросила все и даже самого Жарова.
Людмила повстречала Каро на приеме в Союзе Художников. Академик архитектуры Алабян был старше нее пятнадцатью годами. Слыл выдающимся мастером. Именно Каро Алабян строил ВДНХ, здания в Ереване и Сочи (Морвокзал), возрождал разрушенный фашистами Сталинград, отвечал за реконструкцию Ленинградского проспекта в Москве, воздвигал павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Каро, как настоящий армянин, заметив прекрасную актрису, тут же к ней подошел со словами:
- Будешь моей женой.
Удивительно, но рядом с настоящим армянином Целиковская впервые жизни прекратила играть в игры да своевольничать. Всецело покорилась его сильным рукам. И даже отошла от кино с театром, отказалась от бурной светской жизни. Предпочтя тихий семейный уют.
В 1949-м году Людмила Целиковская родила Каро своего единственного ребенка, сына Александра. Воспитывала мальчика сама - без мамок да нянек. Готовила, убирала, стирала. А о Каро с придыханием говорила:
- Мой армянин! Мой мужчина! Настоящая каменная стена, за которой мне всегда спокойно.
Ссылка в Ереван
Пара жила в шикарной квартире на улице Горького (Тверской) в центре Москвы. Но 1949-й год перечеркнул идиллию четы. Каро Алабян, дерзко по-армянски, тогда осмелился спорить с самим Берия. Предлагал вместо типовых безликих высоток строить по американскому образцу коттеджи для трудящихся.
За что обвинен был в шпионаже в пользу Японии и немедля попал в опалу. Чудом спас соплеменника от неизбежного лагеря лишь всемогущий Анастас Микоян.
Московская квартира семьи была немедля опечатана. Каро отправлен в родной Ереван, по сути в ссылку. Его знаменитая жена поехать в Армению не могла - сын Саша тяжело заболел полиомиелитом, вылечить который могли тогда в СССР лишь московские врачи.
Людмила вынуждена была с полугодовалым сыном ютиться у друзей. Но каждую неделю отправляла в Армению трогательные письма со смешным описанием первых шагов маленького Саши.
Позже уже в 1960-е Целиковскую спросил какой-то молодой актер:
- Вы же могли бросить мужа и сохранить свою карьеру?
- Понимаете ли, друг мой, настоящая любовь, это та, за которой идешь до конца. И ни секунды не сомневаешься в правильности своего выбора.
Лишь через два года Каро получил разрешение приехать в Москву. При этом отправился в Белокаменную на свой страх и риск, понимая, что может быть тут в любой момент арестован. Но пронесло. Супругам дозволили вернуться в прежнюю квартиру на Горького, встретившую их зловещим молчанием.
Уход любимого
Людмила оставалась рядом с Каро вплоть до его смерти от тяжелой болезни в 1959-м году. Целиковская тогда превратила семейную спальню в настоящий госпиталь. Сама научилась делать уколы, вела особый дневник температуры. Отчаявшись в настоящей медицине, искала бабок-знахарок да цыганок с отварами. Однако все оказалось напрасно.
Людмила когда не просто больше замуж потом не вышла. Спальня стала ее новой театральной площадкой, где Целиковская каждую ночь играла одну и ту же печальную пьесу одного актера: прижимала к груди пижаму мужа, ощущая его родной запах.
- С моим армянином я поняла, что такое настоящая любовь. И что повторить это светлое чувство просто невозможно, - делилась Целиковская.
Жизнь с призраком любви
Даже попытавшись сойтись со знаменитым режиссером Юрием Любимовым, Целиковская продолжала хранить фотографии своего любимого армянина. Любимов кричал:
- Ты что, с призраком живешь?
Сын Саша тоже Любимова категорически не принял, для него отцом был лишь армянин - Каро Алабян. Остаток своей жизни Людмила посвятила именно Александру, ставшему, как и отец, знаменитым архитектором. Своего первенца Александр назвал именно в честь отца - древним армянским именем Каро. И воспитал как настоящего армянина. Сегодня гордую армянскую фамилию прадеда Алабян носят уже правнуки Каро - Дмитрий, Людмила и Артём Алабяны.
Последний раз Людмила сыграла в кино в 1982-м: в ленте «Не хочу быть взрослым». А ушла в 1992-м, на 73-м году жизни. Попросила быть упокоенной рядом с ним - с Каро. На Новодевичьем. Возлюбленные наконец-то воссоединились спустя 33 года вынужденной разлуки...