Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Дорогая, я уменьшаюсь/L'homme qui rétrécit (2025 г.) тоскливая метафора одиночества, которое с возрастом становится неизбежным естественным…

Мы часто растворяемся в сутолоке дней и не замечаем, как проходят годы. Что-то делаем, в моменте, кажется, важное, однако посмотрев назад понимаем - действительно настоящая, неподдельная жизнь была не использована и время потрачено впустую. В такой момент важно не бежать от этой потрясающей мысли, не прятаться от неё во всё тех же рутинных заботах, а начать смотреть на мир иначе. Как, например, Поль, владелец компании по строительству небольших деревянных судов и обыкновенный семьянин. Он достиг тех лет, когда экзистенциальный кризис способен на многое, в том числе перевернуть жизнь с ног на голову. Мужчина чувствует приближение неизбежного и буквально начинает уменьшаться под воздействием тревоги. И чем меньше он становится, тем более ощущает единство с вселенной. Это освобождает его от многих страхов и примиряет с собой. Ян Кунен, снявший культовый Доберман и великолепно экранизировавший не менее значимый роман Фредерика Бегбедера 99 франков, никогда не разменивался на отображение се
Кадр из фильма "Дорогая, я уменьшаюсь".
Кадр из фильма "Дорогая, я уменьшаюсь".

Мы часто растворяемся в сутолоке дней и не замечаем, как проходят годы. Что-то делаем, в моменте, кажется, важное, однако посмотрев назад понимаем - действительно настоящая, неподдельная жизнь была не использована и время потрачено впустую. В такой момент важно не бежать от этой потрясающей мысли, не прятаться от неё во всё тех же рутинных заботах, а начать смотреть на мир иначе. Как, например, Поль, владелец компании по строительству небольших деревянных судов и обыкновенный семьянин. Он достиг тех лет, когда экзистенциальный кризис способен на многое, в том числе перевернуть жизнь с ног на голову. Мужчина чувствует приближение неизбежного и буквально начинает уменьшаться под воздействием тревоги. И чем меньше он становится, тем более ощущает единство с вселенной. Это освобождает его от многих страхов и примиряет с собой.

Кадр из фильма "Дорогая, я уменьшаюсь".
Кадр из фильма "Дорогая, я уменьшаюсь".

Ян Кунен, снявший культовый Доберман и великолепно экранизировавший не менее значимый роман Фредерика Бегбедера 99 франков, никогда не разменивался на отображение сермяжной увесистой правды жизни. Его фильмы легки, невзирая на отягощённый трагедией героев сюжет. Он всегда старается рассказать историю с необычного угла зрения и часто у него получается. Как и в данном случае. Перед нами банальнейшая история кризиса среднего возраста, когда, либо окончательно замыкаешься в непробиваемой защитной скорлупе и доживаешь, утешаясь как будто важными достижениями, или же начинаешь что-то менять и становишься свободнее. Большинство идут по простому пути, однако герой как всегда обаятельного Жана Дюжардена загнан в такие рамки, в которых волей-неволей переосмысливаешь бытие. Получается, сначала некая ироничная фантасмагория, но перевалив за экватор хронометража, фильм становится всё более рассудительным и философские сентенции голоса за кадром воспринимаются с куда большим пониманием. И к концу картины мы становимся такими же, как и протагонист тихими, стойкими и принимающими неизбежное течение прерывистого существования.

Авторы попытались сделать трагедию личности чуть более увлекательной, применив специальные технологии и фантастическую обёртку всего действа. Но, в сущности, это ничего не поменяло в восприятии настроения Поля, его тоскливого уныния и всех оттенков стадий принятия неизбежного. Метафора того, как с возрастом человек мельчает, растратив по пути к старости многие достоинства, здесь иллюстрируется достаточно наглядно для того, чтобы ленту можно было назвать мейнстримом. Но той его частью, которая отвечает за ум и интеллект. Другого от Кунена невозможно было ожидать. Вероятно фильм стал некой сублимацией, или, по крайней мере, рефлексией постановщика, который вероятно, случись такая возможность, не стал бы снимать некоторые свои работы. Несмотря на личную подоплёку, кино окажется близким буквально всякому зрителю, ведь каждый из нас рано или поздно склоняется перед великим может быть и волей-неволей трансформируется с течением лет.

Кадр из фильма "Дорогая, я уменьшаюсь".
Кадр из фильма "Дорогая, я уменьшаюсь".

Дорогая, я уменьшаюсь не аттракцион для масс в кинотеатральном зале. Это точно не для весёлого времяпровождения фильм. Тут с самого начала важно понять, что такое эта воронка из облаков на небе, запомнить обращение хозяина с котом и отношения с семьёй, тогда проще будет понимать дальнейшие поступки Поля по мере сокращения его физической массы. Кино настраивает не просто на философский лад с многочисленными рассуждениями о несправедливости судьбы. Оно имеет и вполне практическое применение, когда, есть такая вероятность, иной зритель встанет с утра после вечернего просмотра данного произведения, и начнёт всё с самого начала. Во всяком случае, будет больше времени уделять детям и жене и не спешить на службу. Хотя эта мысль такая же утопичная, как и звёздное небо над головой Мии в самом финале. Но он так же близок и так же страшен, как и морок, бушующий в наших мыслях и подтверждаемый различными внешними знаками.