Найти в Дзене
Mash Room

Запасаемся водичкой: мир на пороге "сухой эры"

Плохие новости: эпоха "водного банкротства" перестала быть страшилкой зелёных. ООН констатирует: из 100 крупнейших городов мира 50 столкнулись с нехваткой H2O. В 38 из них зафиксирован "крайне высокий дефицит". Всемирный банк подливает масло в огонь. По данным организации, мировые запасы пресной воды резко сократились за последние 20 лет. Потери затрагивают крупные речные бассейны на всех континентах. Ежегодно планета теряет порядка 324 млрд кубометров пресной воды. Этого хватило бы, чтобы умыть и напоить 280 млн человек — целое население Индонезии. Как мы дошли до жизни такой? Каким странам не повезло больше всего? И почему водное банкротство — это политическая мина замедленного действия? Рассказываем. В числе главных причин называют чрезмерный забор подземных вод, уничтожение лесов и водно-болотных угодий, загрязнение водоёмов и глобальное изменение климата. Проще говоря, мир "проел" свои водные сбережения и теперь живёт в долг, который уже нечем покрыть. Но есть ещё один тонкий моме
Оглавление

Плохие новости: эпоха "водного банкротства" перестала быть страшилкой зелёных. ООН констатирует: из 100 крупнейших городов мира 50 столкнулись с нехваткой H2O. В 38 из них зафиксирован "крайне высокий дефицит".

Всемирный банк подливает масло в огонь. По данным организации, мировые запасы пресной воды резко сократились за последние 20 лет. Потери затрагивают крупные речные бассейны на всех континентах. Ежегодно планета теряет порядка 324 млрд кубометров пресной воды. Этого хватило бы, чтобы умыть и напоить 280 млн человек — целое население Индонезии.

Как мы дошли до жизни такой? Каким странам не повезло больше всего? И почему водное банкротство — это политическая мина замедленного действия? Рассказываем.

Почему человечество "обанкротилось"

В числе главных причин называют чрезмерный забор подземных вод, уничтожение лесов и водно-болотных угодий, загрязнение водоёмов и глобальное изменение климата. Проще говоря, мир "проел" свои водные сбережения и теперь живёт в долг, который уже нечем покрыть.

Но есть ещё один тонкий момент. Часто проблема возникает не из-за нехватки воды как таковой, а из-за неэффективного управления ею. Картина складывается тревожная: запасы пресной воды сокращаются, уровень моря повышается, и, пока одних сушит, как забытый на столе хлебный мякиш, вторых топит, как начинку в заливном пироге.

Везунчики со знаком минус

В список городов под экстремальной нагрузкой попали Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон, Пекин, Рио-де-Жанейро, Дели, Тегеран, а также Бахрейн, Кипр, Кувейт, Ливан, Оман и Катар. В регионе Ближнего Востока и Северной Африки 83% населения подвержено чрезвычайно высокому "водному стрессу", в Южной Азии — 74%. В ряде стран, напротив, сохраняется тенденция "переувлажнения", например в Токио, Лагосе (Нигерия) и Кампале (Уганда).

Самыми большими запасами пресной воды могут козырнуть Исландия, Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Финляндия и Россия. Ни Москве, ни другим нашим миллионникам водное банкротство не грозит.

Вода — это оружие

Пострадает сельское хозяйство, еда подорожает, в отдельных регионах усугубятся голод и болезни, воду начнут выдавать порционно — и её, конечно же, ни на что не будет хватать. Гроб, гроб, кладбище… Это всё понятно. На самом деле ситуация куда мрачнее.

В мировой политике вода всё чаще становится инструментом давления, шантажа или манипуляции. У этого явления и название соответствующее — water weaponization, то есть преднамеренная манипуляция водными ресурсами. Когда контроль над реками, дамбами или инфраструктурой используется для достижения политических целей. Согласно данным ООН и экспертов, число подобных случаев выросло с 20 в 2010 году до 400< в 2024-м.

Вспомним хотя бы, как Турция, страна верховьев рек, перекрывала потоки воды в нижерасположенные страны. Давила на Сирию и Ирак, требуя прекратить поддержку курдов. Или Китай и страны нижнего Меконга — Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Лаос. КНР контролирует верховья реки через сеть дамб. Последнее десятилетие республика пользуется ими, вызывая то засухи, то наводнения в Юго-Восточной Азии, как только возникают очередные споры в Южно-Китайском море.

Куда же без Израиля и Палестины. В 2023-м, после начала "Войны железных мечей", первый перекрыл водоснабжение в Секторе Газа, вызвав гуманитарную катастрофу. Из недавнего: в ответ на запущенную Пакистаном баллистическую ракету Индия перекрыла соседу подачу воды через плотины. Закадычными "водными врагами" являются также Иран и Афганистан, Египет и Эфиопия.

Всё худшее — впереди!

Реки и озёра часто пересекают границы, и истощение ресурсов усиливает напряжённость. Шанса избежать прямых столкновений практически не остаётся.

Из-за деградации земель мы увидим ещё не одну волну миграции и связанные с ними конфликты. Дефицит в одном регионе влияет на мировые рынки, провоцируя нестабильность в других. По прогнозам, водное банкротство обернётся для мира воистину тектоническими сдвигами. Живой почвы, как и питьевой воды, всё меньше. Передел близок.