Найти в Дзене
Инна Сопина

​​Фильм недели

: «После дождя / 雨上がる», 1993, Takashi Koizumi Извинение за победу унижает достоинство противника, но только лишь когда цена победы переоценена, когда ей вверяется смысл для всего сущего. Человек, который имеет в себе мужество склонить голову, даже когда правда и сила на его стороне, боясь обидеть, страшась отнять у противника его честь, даже если она раздута болезненным самомнением, такой человек подобно плотной бумаге становится крепкой опорой для кисти великого художника. За год до смерти Акира Куросава завершил сценарий фильма «После дождя» по мотивам рассказа Сюгуро Ямамото. Именно этой истории суждено было стать режиссерским дебютом Коидзуми, который он поставил в память о своём учителе. В немногочисленную съёмочную группу вошли люди, так или иначе связанные с Куросавой — сын Тосиро Мифуне, актёр Сиро Мифуне, Ёсико Миядзаки, игравшая в «Смуте», Акира Терао, снявшийся в «Смуте» и в «Я видел такие сны». С этой картины началось сотрудничество Коидзуми с оператором Сёдзи Уэда, работа

​​Фильм недели:

«После дождя / 雨上がる», 1993,

Takashi Koizumi

Извинение за победу унижает достоинство противника, но только лишь когда цена победы переоценена, когда ей вверяется смысл для всего сущего. Человек, который имеет в себе мужество склонить голову, даже когда правда и сила на его стороне, боясь обидеть, страшась отнять у противника его честь, даже если она раздута болезненным самомнением, такой человек подобно плотной бумаге становится крепкой опорой для кисти великого художника.

За год до смерти Акира Куросава завершил сценарий фильма «После дождя» по мотивам рассказа Сюгуро Ямамото. Именно этой истории суждено было стать режиссерским дебютом Коидзуми, который он поставил в память о своём учителе. В немногочисленную съёмочную группу вошли люди, так или иначе связанные с Куросавой — сын Тосиро Мифуне, актёр Сиро Мифуне, Ёсико Миядзаки, игравшая в «Смуте», Акира Терао, снявшийся в «Смуте» и в «Я видел такие сны». С этой картины началось сотрудничество Коидзуми с оператором Сёдзи Уэда, работавшим с Куросавой над его последними пятью фильмами. В указаниях к сценарию Куросава писал: «Это должен быть такой фильм, чтобы посмотрев его, зритель ушёл с приятным ощущением». Это указание мэтра Коидзуми исполнил в точности. Весь фильм проникнут верой в возможность добра, как бы судьба не била, взаимопомощи и чести.

Из-за дождя посетители оказались заперты в маленькой гостинице, среди них и обедневший самурай Ихэй с супругой. Однако на традиционного воина, знакомого по фильмам Куросавы, он совсем не похож. Ихэй мягкий, застенчивый, добрый человек, не может спокойно смотреть даже на то, как унижают местную проститутку, но встав на её защиту, не лезет в драку, а стремится пробудить у окружающих уважительное к ней отношение.

В фильме почти нет сцен схваток, зато появляются красивейшие пейзажи, горы, река, водопады, рождающие настроение покоя и умиротворения.

Картина получила заслуженное признание в Японии, удостоившись сразу нескольких наград японской киноакадемии, демонстрировалась на фестивалях в Венеции и Москве.

Доброта необходима каждому, но как же непросто по истине доброму человеку обрести свое место в обществе. Добро в простоте принятия мира таким, каков он есть, без рефлексии, без поиска своего предназначения.

Для японского человека связь с природой испокон веков считалась базовой установкой, её не нужно было отыскивать, её не требовалось себе объяснять. Ронин Ихей следует велению сердца и собственной совести. Он знает как можно было бы поступить разумно, чтобы перейти на новый уровень общественного принятия, где не мешало бы угодить, где промолчать, не вмешиваться, но его человечность, кроткая нетерпимость к несправедливости и стремление к гуманной гармонии и балансу, вне зависимости от ярлыков и принадлежности к конкретной страте убаюкивают его ум, позволяя сердцу беспрепятственно творить свои добрые дела. Не столько важно «что», сколько «зачем» и это далеко не про «цель оправдывает средства», ведь цели никакой нет, есть только путь - неспешная прогулка по каменистой тропке жизни во росистом бамбуковом лесу.

«После дождя» - это образное воплощение творческого гуманистического кредо наставника Акиры Куросавы, которое по наследству перешло Коидзуми. Именно этому он был верен на протяжении всего своего творческого пути: человек - не проходи мимо нуждающегося, человек - будь сильным за слабых и слабым перед лицом сильных, человек - будь целостен и щедр, человек - вдыхай эту жизнь полной грудью, не страшась смерти, ибо она есть красота, человек - не обличай невежество, ибо оно от скудоумия, а не от злобы.

Быть добрым человеком легко, если не ждешь от людей того же, если не нацелен собирать плоды, если принимаешь собственное несовершенство.

#японскоекино