Карамазов, Лукашин, Новосельцев, Карандышев… Не один раз Мягков менял фамилию на экране, но зритель безошибочно узнавал любимого актёра даже в гриме. Ведь с ним было принято встречать Новый год и коротать долгие зимние вечера. Каким же был Андрей Васильевич в жизни и чего стыдился больше всего на свете?
Безрадостное детство Андрюши пришлось на время блокады.
Родители, коренные ленинградцы, месяцами терпели лишения, чтобы он с сестрой мог съесть кусочек побольше. Отец был доцентом Технологического института, мать — инженером в полиграфическом техникуме.
Взрослые трудились на заводе и в институте, обеспечивая производство для фронта.
Родители работали сутками, и однажды Андрюшу даже взяли с собой на смену. После визита на производство мальчик плакал навзрыд: тяжелые условия, отсутствие еды и перерывов привели его в ужас. Андрюша замкнулся в себе и с тех пор больше молчал, нежели говорил со старшими.
В 1943 у семьи возникла необходимость переправы через Неву, но места на всех не хватило. Мягковы не сели в спасательный катер, так как были очень дружны. И это был правильный выбор: оказалось, плавсредство потопили немцы, а пассажиры погибли в муках.
Дебют
Когда Андрей подрос, отец посоветовал ему идти в Ленинградский технологический институт на химико-технологический факультет. Производство пластмасс стало для Мягкова работой после окончания вуза. Однако хотелось ему совсем другого и молодой человек увлёкся театром.
Преподаватель школы МХАТ заметил его на любительском спектакле "Лесная песня" и дал ценный совет: поступать на актёра. С тех пор Мягков уверовал в настоящую химию — между артистом и зрителем.
Первую кинопару Мягкову составила Алиса Бруновна Фрейндлих. В 1967 году актёр дебютировал в комедии «Похождения зубного врача». Андрей сыграл очень способного дантиста, а а партнёрша — пациентку Машу, чья свадьба срывается из-за интриг коллег дантиста.
Увы, сенсацией фильм не стал, хотя отыграли неплохо. Цензура усмотрела в кинокартине нотки антисоветчины, и лента отправилась на полку собирать пыль. В прокат её выпустили только через 20 лет, когда Фрейндлих и её коллега уже давно состоялись как артисты.
Гордость и позор
Мягков очень любил серьёзные роли, особенно уходящие корнями в литературу. Алёша в его исполнении не так известен, как блуждающий Женя, тем не менее экранизация романа Достоевского «Братья Карамазовы» запала в сердце Андрею Васильевичу.
Духовный персонаж книги был близок артисту, в то же время воплощение воцерковленного на экране стало большой ответственностью. Ведь сам Фёдор Михайлович акцентировал внимание на нравственности Алёши.
Партнёрами по площадке оказались Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, уже известные, маститые актёры. Но Мягков не растерялся и достойно вёл себя в кадре.
Настоящим позором Андрей Васильевич считал роль алкоголика в «Иронии судьбы». Актёр так правдоподобно изобразил пропойцу на пробах, что председатель Госкомитета СССР по кинематографу Филипп Ермаш счёл его нетрезвым. Он подумал, что Мягков заливает за воротник, и место ему давать, разумеется, нельзя — сорвёт съёмку. Долго Рязанов объяснял, что Андрей просто хорошо играет…
«Этa рoль Жeни Лукaшина пoставила крeст на мoей кaрьере. До сих пор, куда бы мы ни приехали, увидев меня, люди начинают толкать друг друга локтями: смотри, мол, алкоголик приехал, предлагают выпить… Поначалу я просто не знал, куда деваться, потом привык, но до сих пор досадно. В действительности спиртного я не люблю, а баню просто не-на-ви-жу! Я этот фильм уже не смотрел лет 20. Это насилие над зрителем, когда его показывают каждую новогоднюю ночь. Новый год — мой любимый праздник, но отмечаю я его только дома!» — признавался домосед Мягков, уже будучи в возрасте.
Несмотря на это, Андрей Васильевич попытался реабилитировать героя в глазах зрителей — снялся в продолжении «Иронии судьбы» в 2007 году. Будучи романтиком, Мягков заявил, что верит в сказку, в исполнение несбыточной мечты.
Однако результат его не впечатлил. Сценарий переделывали на ходу. По мнению артиста, команда оказалась непрофессиональной и как могла «выезжала» на ностальгии. Да и Мягков всё время вспоминал первый фильм.
«После выхода картины мне дарили веники, подходили, пальцем трогали. Сейчас всё это закончилось, возраст сделал своё дело. На самом деле я не был уверен, что фильм вообще будет кому-то интересен. На площадке у Эльдара была тёплая, очень домашняя атмосфера. Он умел делать это как никто другой. Не помню, как проходили съёмки. Я приходил и получал удовольствие...», — делился Андрей Васильевич.
Мягков любил, когда на площадке всё было по-дружески и по-честному. Например, Владимира Ильича артист не хотел играть из-за… обилия искажённых фактов. Считал, что лживые сценарии — это не интересно. Правда, всё же переоделся в Ульянова в фильме «Надежда», так как лента оказалась не политической, а романтической направленности. Внешнее сходство, надо сказать, с Лениным действительно было. Вспомним кино «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»: Мягков играет Артиста, а тот оказывается многоликим гением перевоплощений и копирует партийных вождей.
Мягков любил классические книги и самобытный отечественный кинематограф. Настолько, что решил оставить его ради театра. Андрей Васильевич объяснял свой выбор так:
«С 2010 года я перестал сниматься в кино. Мы так бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было своё лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нём американскую физиономию».