Найти в Дзене
Строевой

Как гениальные Грязев и Шипунов умудрились обойти американцев по скорострельности и это при том, что их пушка весила вдвое меньше

Ну что, готовы снова удивляться тому, что в своё время творили советские гении? Если да, то давайте посмотрим в конец 1960-х годов: конструкторы Грязев и Шипунов создали авиационную пушку АО-19. Пушку, которая весила чуть больше 100 килограммов против 120 у американского М61 Vulcan. При всём при этом она стреляла со скоростью 9000 выстрелов в минуту. Что существенно быстрее, чем у того же хвалёного М61 с его регулируемым темпом всего до 6000 выстрелов в минуту. И самое интересное – советская пушка не требовала мощного электромотора. Того самого мотора, который американцы вынуждены были размещать на борту, забирая драгоценную грузоподъёмность техники. Но как так вышло, что наши снова победили в гонке вооружений и самое главное – что придумали советские инженеры, чтобы обойти своих зарубежных коллег? Давайте скорее разбираться. Если мы будем говорить о том, как вообще возникла эта гонка, то непременно нужно отметить, что с приходом реактивной эры скорости выросли. Выросли настолько, чт

Ну что, готовы снова удивляться тому, что в своё время творили советские гении? Если да, то давайте посмотрим в конец 1960-х годов: конструкторы Грязев и Шипунов создали авиационную пушку АО-19. Пушку, которая весила чуть больше 100 килограммов против 120 у американского М61 Vulcan.

При всём при этом она стреляла со скоростью 9000 выстрелов в минуту. Что существенно быстрее, чем у того же хвалёного М61 с его регулируемым темпом всего до 6000 выстрелов в минуту.

И самое интересное – советская пушка не требовала мощного электромотора. Того самого мотора, который американцы вынуждены были размещать на борту, забирая драгоценную грузоподъёмность техники.

Но как так вышло, что наши снова победили в гонке вооружений и самое главное – что придумали советские инженеры, чтобы обойти своих зарубежных коллег? Давайте скорее разбираться.

Если мы будем говорить о том, как вообще возникла эта гонка, то непременно нужно отметить, что с приходом реактивной эры скорости выросли. Выросли настолько, что обычные пушки просто перестали успевать за своими целями…

Не удивительно, что именно тогда конструкторы и вспомнили многоствольную схему Гатлинга. Где вращающийся блок стволов позволяет распределить нагрузку и достичь экстремального темпа стрельбы.

Только вот была одна проблема. Оригинальная картечница Гатлинга имела ручной привод. А крутить ручку на сверхзвуковой скорости, сами понимаете, было «немного» трудновато…

Американцы подошли к вопросу прагматично. Решили использовать мощные бортовые электросистемы самолётов. По факту просто-напросто подключили пушку к розетке.

Напомню, ВВС США в 1947 году запустили Project Vulcan. Результатом которого стала принятая в 1956 году 20-миллиметровая пушка М61 Vulcan.

Эта шестиствольная машина выдавала до 6000 выстрелов в минуту. Но для её работы требовался всего ничего – внешний электромотор мощностью в 26 киловатт.

Говоря о весе, нам нужно отметить, что сама пушка в модификации M61A1 весила около 112–120 килограммов. Но вместе с системой подачи вся установка весила 140–200 килограммов в зависимости от комплектации. Немалый вес для бортового вооружения, согласитесь?

К тому же электромотору требовалось 2–3 секунды на разгон блока стволов. А если бортовая электросеть выходила из строя, то и пушка превращалась в бесполезный кусок металла.

Вулкановский «комплекстик»
Вулкановский «комплекстик»

Советские конструкторы Грязев и Шипунов посмотрели на проблему иначе. Да, в своё время они тоже рассматривали электрические и гидравлические моторы мощностью 40–50 лошадиных сил. Но в итоге конструкторы избрали автономную схему.

Логика была железной. Зачем тащить на борт лишний мотор, если в каждом патроне уже скрыта огромная энергия?

Уже в 1965 году они доказали это на практике, создав двуствольную 23-миллиметровую ГШ-23, работавшую по типу Гаста с газоотводным приводом.

В это слабо верится, слабо даже сейчас, не то что в те времена, но при весе в 49,2 килограмма она выдавала около 3400–3600 выстрелов в минуту. Что существенно превышало возможности прежних систем…

А теперь поговорим о том, как это работает в шестиствольном варианте, ведь устройство там весьма и весьма хитрое. В каждом стволе имеется по два отверстия, а между ними располагается цилиндр с поршнем.

Газы, попадая в цилиндр, толкают поршень, а так называемый кривошипно-шатунный механизм преобразует это движение в круговое, прокручивая блок стволов.

Конечно, первые серии имели дефекты – ведь нагрузка на механизм была колоссальной. Но внедрение плавающих поршней и термостойких материалов решило проблему.

Для старта использовался пневмостартер, который давал первый толчок, а дальше пушка работала уже сама. Как говорится, с полпинка.

Пройдёт не так много времени и к началу 1970-х КБП предложит две шестиствольные системы: 30-миллиметровую АО-18 и 23-миллиметровую АО-19.

Именно АО-19 стала настоящим триумфом газового двигателя. Показав на весах около 105–110 килограммов при темпе стрельбы 7000–9000 выстрелов в минуту. Как вам такой результат?

Комплект уже нашей пушки
Комплект уже нашей пушки

Отметим и то, что у этой мощи была цена. Высокий темп стрельбы требовал тщательного контроля за температурой стволов, особенно это было характерно для более мощных 30-миллиметровых систем, где стволы раскалялись до красна за считанные минуты.

Но если сравнивать с американцами, цифры говорили сами за себя. АО-19 при сопоставимом весе с М61А1 стреляла заметно быстрее. А главное преимущество заключалось в автономности системы. В этом-то и заключалась гениальность решения – оно пряталось в отказе от внешнего привода.

Американским авиаконструкторам требовалось разместить на борту самолёта ещё и 25-киловаттный внешний электропривод с редуктором, который добавлял вес всей системе. Советская же пушка была полностью автономна и не зависела от электричества.

Более того, если М61 тратила секунды на раскрутку, то газовый двигатель ГШ с первым выстрелом мгновенно выводил систему на полный темп. Мгновенно!

Даже если взять калибр покрупнее, то разница видна сразу. Американская семиствольная 30-миллиметровая GAU-8 Avenger весит около 280 килограммов, тогда как шестиствольная ГШ-6-30 – около 115 килограммов.

Отметим и то, что даже сегодня пушки этой схемы являются основой вооружения российской авиации.

ГШ-23 и её модификации стоят на десятках типов самолётов начиная от МиГ-29 и заканчивая Су-34.

Ах да, совсем забыл сказать. Что шестиствольная ГШ-6-30 получилась настолько мощной, что стрельба полным боекомплектом могла сказаться на работе электрооборудования самолёта. И даже вызвать разрушение элементов оптики, как это было зафиксировано на МиГ-27. Да и сама отдача была такая, что самолёт буквально трясло в воздухе.

В итоге история рассудила так. Американцы продолжили развивать линию электромотора, и всё тот же М61 остаётся на вооружении ВВС США по сей день.

Но Грязев и Шипунов доказали, что можно добиться высоких характеристик при меньшем весе. Без всей этой зависимости от бортовой сети, а их газовый двигатель позволил создать оружие, которое при сопоставимом весе выдавало более высокую скорострельность. Так что это был не просто какой-то там инженерный трюк, а стратегический выбор автономности.

Ставьте палец вверх, если понравилась моя сегодняшняя статья и вы тоже поражаетесь тому, что в своё время вытворяли советские конструкторы.

Кстати, как думаете, когда придумают что-то более эффективное? Пишите свои мысли в комментариях.

Не забывайте подписаться, чтобы не пропустить выхода моих следующих материалов.