Мне кажется, мои уважаемые читатели, сегодня К.С. Станиславский должен перевернуться в гробу. Предполагаю, что именно так великий актер и режиссер, скорее всего, отреагировал бы на назначение скандально известного режиссера Костика Богомолова – по совместительству мужа госпожи Ксении Собчак – на должность и.о. ректора школы-студии МХАТ.
Да, сегодня Константин Сергеевич Станиславский пребывает в лучшем из миров, но он и его друзья создавали этот театр, эту театральную школу! И что теперь – отдать юные актерские души на растерзание этому мастеру перформанса, который открыто заявляет о своем пренебрежении русской культурой, актеры которого вынуждены прямо на сцене на потеху публике поедать фекалии и вести себя как шизофреники в сумасшедшем доме?
И все это долгие годы Костя Богомолов выдает за высокое искусство. Мол, смотрите, какой я великий режиссер, как я умею, о моем непотребстве вся страна говорит!
Да, далеко же мы ушли от настоящего русского классического театра, театра, основанного на искусстве переживания, театра, пронизанного идеями гуманизма и просветительства.
А кто он собственно такой, Костя Богомолов, и почему ему удается так долго оставаться на плаву?
Должность ректора школы-студии освободилась после смерти заслуженного артиста России Игоря Золотовицкого, который более десяти лет возглавлял учебное заведение и ушел из жизни 14 января в возрасте 64 лет.
Все ждали нового назначения, но никто не мог подумать, что вместо учителя в это кресло посадят шута горохового, вернее, злого шута, чьи постановки в последние годы вызывают скандалы один за другим.
Богомолов – это тот самый режиссер, который венчался со своей супругой Ксенией Собчак почти в гробу, и этот факт уже многое говорит о его понимании традиционных ценностей и уважения к культуре.
Но давайте посмотрим на его «творческие достижения», которые министр культуры Ольга Любимова почему-то называет «особым местом в современном культурном пространстве».
Когда провокация становится творческим методом
Начнем со спектакля «Идеальный муж. Комедия», премьера которого состоялась в 2013 году в МХТ имени Чехова.
Эта постановка по мотивам произведений Оскара Уайльда привела к тому, что активисты пытались сорвать спектакль, Русская православная церковь заявила о кощунственном осквернении символа распятия, а московская полиция передала в Следственный комитет 23 заявления граждан о проверке постановки на предмет пропаганды однополых отношений и оскорбления чувств верующих.
Но это было только начало.
В 2019 году в Театре на Малой Бронной, который Богомолов возглавляет с этого времени, состоялась премьера «Нормы» по произведению Владимира Сорокина, где зрители с негодованием наблюдали сцены поедания фекалий, зашифрованных словом «норма», а также сцену сношения героя с «русской землей» под звон колоколов!
Когда недовольные зрители начали выкрикивать из зала, художественный руководитель вышел в антракт и поблагодарил их... за пиар.
А еще была опера «Тангейзер» в Новосибирске в 2014 году, где в версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер, что вызвало акции протеста православных активистов, а Министерство культуры признало постановку выражающей «неуважение к традиционным ценностям» и призвало внести изменения и принести публичные извинения.
Либерал-патриот или просто приспособленец?
При этом Константин Юрьевич – не какой-то безработный энтузиаст, нуждающийся в куске хлеба: он возглавляет Театр на Малой Бронной с 2019 года, с 2024 года является художественным руководителем Театра-Сцены «Мельников», ведет мастер-классы в Московской школе нового кино, имеет звание заслуженного деятеля искусств и целую коллекцию премий – от «Чайки» до «Триумфа».
Но что особенно интересно – это политические метания нашего героя, которые заслуживают отдельного психологического анализа.
В начале 2010-х Богомолов активно участвовал в протестном движении, на выборах мэра Москвы в 2013 году публично поддержал Алексея Навального, выступал на митингах его сторонников, был наблюдателем в его команде и заявлял, что «Навальный — это лучшее, что может случиться с Москвой».
Но уже в 2018 году он становится доверенным лицом Сергея Собянина на тех же выборах мэра!
В 2021 году Богомолов публикует в «Новой газете» манифест «Похищение Европы 2.0», где критикует «новую этику», называет Европу «этическим Рейхом» под влиянием «квир-активистов, фем-фанатиков и экопсихопатов», призывает Россию перестать ориентироваться на европейские ценности и выстроить новую правую идеологию.
А в 2023 году на государственном РИА Новости обличает российские элиты и интеллигенцию, которая якобы презирает народ, хотя о самой СВО не говорит ни слова. В 2024 году и вовсе заявляет, что война – это «удача нашего поколения», дающая возможность подумать о важном.
Вот вам и портрет современного приспособленца, который всегда оказывается там, где тепло и выгодно, который легко меняет либеральные взгляды на патриотические, когда этого требует конъюнктура, но при этом продолжает ставить спектакли, которые плюют на все то, о чем он так красиво пишет в своих манифестах.
Когда больной учит людей, как им жить
Но что же происходит с нашим обществом, когда мы доверяем воспитание будущих актеров человеку, чье творчество построено на постоянном эпатаже, провокации и разрушении традиций?
Современное театральное искусство и так далеко от народа, оно фактически больно этой бесконечной погоней за скандалом, за шоком, за тем, чтобы «все обсуждали», а теперь юных актеров будет воспитывать Богомолов?
Школа-студия МХАТ – это не просто учебное заведение, это колыбель русского психологического театра, место, где рождалась система Станиславского, где формировались принципы актерского мастерства, основанные на правде чувств, на глубоком проникновении в человеческую природу, на уважении к зрителю и к искусству. И вот теперь студентов этой школы будет учить человек, который считает нормальным заставлять актеров изображать поедание экскрементов на сцене?
Что он им скажет на первой лекции?
«Забудьте все, чему вас учили о системе Станиславского, о правде переживания, о служении искусству – главное, чтобы о вас говорили, главное – эпатаж и скандал»?
Пена, которая не хочет сходить
Костя Богомолов – часть той либеральной тусовки, которая появилась в 1990-е годы, когда модно было ненавидеть свою Родину и ее искусство, когда считалось признаком хорошего тона плевать на все русское и преклоняться перед всем западным. Эти люди примазались к власти в смутное время, получили от нее должности и награды, заняли все ключевые позиции в культуре, но все они оказались очень далеки от народа, от его чаяний, от его понимания прекрасного.
Они пена, которая должна была давно сойти с русской сцены, но они упорно не хотят покидать насиженные места, они цепляются за свои кресла, за свои театры, за свои привилегии, продолжая производить то, что они называют искусством, а простой народ называет непотребством.
И в этом особая горечь ситуации: назначение Богомолова – это не случайность, это симптом глубокой болезни нашей культурной элиты, которая оторвалась от народа настолько, что уже не понимает, что творит.
Впрочем, сейчас в современной ситуации политической нестабильности и желании части нашей прозападной элиты вызвать майдан в России хороши все средства. И назначение скандального режиссера, к тому же мужа самой Собчак и зятя той самой Л. Нарусовой, на должность ректора первой театральной школы в стране — тоже повод для общественного возмущения, мол, смотрите, куда смотрит ВВП, раз таким ... такие места дают!
Может ли народный гнев изменить ситуацию?
В интернете из-за этого назначения уже поднялась волна возмущения, и я искренне надеюсь, что это негодование сработает по примеру преодоления «эффекта Долиной», когда возмущение людей поступком певицы привело к фактическому пересмотру ее дела и статуса.
Народ от этих фигляров устал – устал от их двуличия, от их приспособленчества, от их бесконечного эпатажа, который выдается за искусство.
Ибо далеки они от народа и этого не понимают, продолжая жить в своем замкнутом мирке, где главное – быть в тренде, эпатировать, провоцировать. А в условиях СВО они бесятся, как бесились раньше, и никакие традиционные ценности, о которых так много говорится на государственном уровне, им на самом деле не нужны – это лишь слова, удобная риторика для получения новых должностей и наград.
Мы дошли до точки, когда нужно четко сказать: хватит отдавать наше культурное наследие в руки тех, кто его не ценит и не уважает, кто использует великие имена и великие учреждения для продвижения своих сомнительных экспериментов.
А как вы, мои уважаемые читатели, относитесь к этому назначению?