Найти в Дзене
Московские Аптеки

Лекарственный суверенитет России: что мешает его достичь?

Новую стратегию развития здравоохранения в России на период до 2030 года 8 декабря 2025 года утвердил своим приказом Президент РФ Владимир Путин. Документ пришел на смену стратегии, действовавшей до 2025 года. Теперь в планах государства — достижение технологической независимости в здравоохранении к 2030 году на 80%, при этом доля российских фармпрепаратов в перечне ЖНВЛП должна будет составлять 90%. На достижение этого результата направлены меры господдержки российских фармпроизводителей, самая «популярная» из которых — механизм национального режима госзакупок «второй лишний», — обсуждается в отрасли с 2021 года. Для других стратегически значимых отраслей российской промышленности он вступил в действие в январе 2025 года, и только для фармотрасли запуск этого механизма неоднократно переносился. Очередной перенос предусмотрен проектом постановления Правительства РФ на 1 июля 2026 года. Это еще не принятое решение обсудили за круглым столом представители фармотрасли и парламентарии в МИ
Оглавление

Новую стратегию развития здравоохранения в России на период до 2030 года 8 декабря 2025 года утвердил своим приказом Президент РФ Владимир Путин. Документ пришел на смену стратегии, действовавшей до 2025 года. Теперь в планах государства — достижение технологической независимости в здравоохранении к 2030 году на 80%, при этом доля российских фармпрепаратов в перечне ЖНВЛП должна будет составлять 90%.

На достижение этого результата направлены меры господдержки российских фармпроизводителей, самая «популярная» из которых — механизм национального режима госзакупок «второй лишний», — обсуждается в отрасли с 2021 года. Для других стратегически значимых отраслей российской промышленности он вступил в действие в январе 2025 года, и только для фармотрасли запуск этого механизма неоднократно переносился. Очередной перенос предусмотрен проектом постановления Правительства РФ на 1 июля 2026 года. Это еще не принятое решение обсудили за круглым столом представители фармотрасли и парламентарии в МИА «Россия сегодня».

Не менять коней на переправе

«Механизм «второй лишний» является правопреемником действующего уже много лет механизма «третий лишний». Новое правило неразрывно связано с утверждением Перечня СЗЛС и системой прослеживаемости продукции», — пояснил генеральный директор ассоциации «Лекмедобращение» Филипп Романов. Он также заметил, что перенос механизма преференций «второй лишний» для фармы обсуждается уже в шестой раз: несмотря на то, что закон начал действовать с 1 сентября, подзаконная база для его реализации до сих пор не готова.

Ориентиром для импортозамещения стал Перечень стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС), созданный в 2010 году и к 2020 году расширенный до 215 позиций. За прошедшие годы, по словам Романова, нашими производителями было проинвестировано в производство этих препаратов более 100 млрд рублей, также были потрачены и бюджетные средства. При обсуждении нового подхода регуляторы зачем-то предложили сформировать новый Перечень СЗЛС без оглядки на то, что было проделано за предыдущие 16 лет.

«Поэтому первое с чем мы обратились к главе кабмина — сохранить и взять действующий Перечень СЗЛС-215, в отношение которого уже наработаны большие компетенции. И второе, если расширять Перечень СЗЛС, то в пределах перечня ЖНВЛП, в котором сегодня чуть менее 900 позиций», — отметил Романов.

Непредсказуемость «правил игры» пагубно сказывается на развитии отечественного фармпрома: по словам эксперта, в 2020 году доля локализованных производителей лекарств в системе госзакупок составляла 43,8%, а в 2025 году она снизилась до 39%.

Происки иностранной бигфармы?

Противники введения «второго лишнего» для фармрынка выражают опасения роста несостоявшихся торгов и наступления дефектуры лекарств. Однако, как подчеркнул заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Станислав Наумов, она уже сейчас наблюдается в ряде регионов: такая жалоба из уральского региона прозвучала на Прямой линии с президентом.

«Поправки в 44-ФЗ мы принимали не только для системы взаимоотношений между Минздравом, Минпромом и ФАС, мы его принимали для всех государственных закупок. Потому что, если мы хотим русских инвестиций в русские товары, которые нужны нам, нужно создавать долгосрочные гарантии того, что это будет на постоянной основе закупаться государством. Принцип «второй лишний» отвечает долгосрочным интересам отечественной системы здравоохранения», — отметил Наумов.

Продолжение статьи читайте на сайте МА.

Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

👉 Подписывайтесь на канал МА в Телеграм

👉 Читайте наши новости и статьи на сайте mosapteki.ru