Найти в Дзене
В движении

Вверх

Есть что-то притягательное в высоте. Когда мы обозреваем окрестности с высоты, это успокаивает. Возможно это атавизм тех времен, когда наши предки жили на деревьях, и высота означала спасение. А может быть здесь что-то другое. Но как бы то ни было, очень многих манит к себе высота. И если есть на местности холм, склон или гора – можно попробовать туда подняться. Альпинизм, пожалуй, один из самых романтических видов спорта. Он дает возможность увидеть то, что недоступно другим, проверить собственные возможности, тренировать интеллект как способность строить маршрут и избегать опасности. 8 августа 1786 года была покорена высочайшая точка Европы — гора Монблан. Сделали это французы Мишель Габриэль Паккард и Жак Бальма. Паккард был врачом и путешественником, а его напарник Бальма жил у горы, был охотником и проводником для праздной публики, но именно он стал инициатором восхождения. Дальше – больше. Больше восхождений, горы все выше. Появилось альпинистское снаряжение. Научились преодолев

Есть что-то притягательное в высоте. Когда мы обозреваем окрестности с высоты, это успокаивает. Возможно это атавизм тех времен, когда наши предки жили на деревьях, и высота означала спасение. А может быть здесь что-то другое. Но как бы то ни было, очень многих манит к себе высота. И если есть на местности холм, склон или гора – можно попробовать туда подняться. Альпинизм, пожалуй, один из самых романтических видов спорта. Он дает возможность увидеть то, что недоступно другим, проверить собственные возможности, тренировать интеллект как способность строить маршрут и избегать опасности.

8 августа 1786 года была покорена высочайшая точка Европы — гора Монблан. Сделали это французы Мишель Габриэль Паккард и Жак Бальма. Паккард был врачом и путешественником, а его напарник Бальма жил у горы, был охотником и проводником для праздной публики, но именно он стал инициатором восхождения.

Дальше – больше. Больше восхождений, горы все выше. Появилось альпинистское снаряжение. Научились преодолевать отвесные скалы, ледники, крутые снежно-ледовые участки. Самая высокая точка нашей планеты – вершина Джомолунгмы покорилась новозеландцу Эдмунду Хиллари и непальскому шерпа Тенцингу Норгею 29 мая 1953 года. С тех пор каждый год сотни альпинистов со всего мира стекаются в Непал, чтобы отдать дань этому каменному идолу. Они платят десятки тысяч долларов, рискуют жизнью, страдают от горной болезни, обморожений и кислородного голодания — и все ради того, чтобы постоять на точке, выше которой на этой планете нет ничего.

Члены элитного «клуба семи» - те, кто покорил все 7 высочайших вершин континентов. Вот они.

Азия - Джомолунгма 8848 метров над уровнем моря.

Южная Америка – Аконкагуа 6962 метра.

Северная Америка – Денали (Мак-Кинли) 6190 метров.

Африка – Килиманджаро 5895 метров.

Европа – в зависимости от того, как провести границу между Европой и Азией – высочайшей вершиной будет или Эльбрус (5642 метра) или Монблан (4810 метров).

Антарктида – массив Винсон (4892 метра).

Океания – Джая (4884 метра).

Австралия – Косцюшко (2228 метров)

Подъем на воздушном шаре. Первые рекорды высоты. Всего за три года до покорения Монблана, 21 ноября 1783 года в Париже Пилатр де Розье, французский физик и химик, один из пионеров авиации, вместе с маркизом д’Арландом впервые в истории поднялись в небо на «монгольфьере» — аэростате, наполненном горячим воздухом. Они пробыли в воздухе почти 25 минут, при этом пролетев десять километров, и поднявшись на высоту около километра. Рекорды высоты следовали один за другим, но затем все уперлось в потолок: для полетов в стратосферу нужны были особые конструкции.

В тридцатые годы двадцатого века развернулась стратосферная гонка между странами. Полет в стратосферу на стратостате был равнозначен полету в космос в шестидесятые. Стратосфера – это воздушная оболочка на высотах 11 – 50 километров над Землей, где воздух с высотой все менее плотный. На высотах 11 – 15 километров очень холодно – до минус пятидесяти градусов. Затем температура постепенно растет с высотой и достигает 0 на границе стратосферы и мезосферы, на высоте 50-55 километров. Это так называемая стратопауза. Нужно было понять, что в открытой корзине воздушного шара в стратосферу подниматься нельзя – человек просто потеряет сознание, а кровь закипит ввиду малого давления. Герметичные скафандры в те годы делать еще не умели. Но зато уже давно использовались подводные аппараты и подводные лодки. Впервые стратостат с герметичной кабиной был спроектирован Менделеевым. И он даже поднимался на нем в воздух в 1887 и в 1888 годах. У швейцарского исследователя Огюста Пиккара был и научный интерес: он планировал изучить так называемые космические лучи. Строительство стратостата спонсировалось бельгийским фондом научных исследований и поэтому прошло быстро. 27 мая 1931 года в кабину стратостата погрузились Пиккар и Пауль Кипфер. В первом же полете обнаружилась утечка воздуха. Но стратонавты предусмотрительно захватили с собой паклю и вазелин, что и помогло им успешно заделать щель. В этом же полете у них разбился аппарат со сжатым воздухом и сломался ртутный барометр. Но и это было еще не все. Клапанный канат, с помощью которого планировалось выпустить часть водорода из баллона запутался в стропах, и сделать это стало невозможно. Полностью неуправляемый стратостат впервые в мире достиг высоты – 15700 метров. А Пикар все же провел запланированные наблюдения. А что им еще оставалось делать если спуститься нельзя? Вечером, когда солнце село, газ в баллоне стратостата остыл и уменьшился в объеме, аппарат пошел на снижение. Они благополучно сели где-то в Тирольских Альпах. Продолжительность полёта составила 17 часов 28 минут. На следующий день весь мир узнал первых людях в стратосфере. И началась стратосферная гонка! В одном из следующих полетов Пикар достиг высоты 16 200 метров. Затем в гонку включился Советский Союз. На стратостате СССР-1 была благополучно достигнута высота 19 километров. А стратостат ОСОАВИАХИМ -1 30 января 1934 года поднялся на 22 километра. Но весь экипаж погиб: при неконтролируемом спуске оборвались стропы, и гондола упала на Землю. Выводы комиссии были очевидны – полет был обеспечен до высоты 19500 метров. При подъеме на 20 километров еще оставалась возможность на благополучный исход. Но достижение 22 километров в любом случае должно было закончиться печально.

Начав с высоты 3 метра над землей (братья Райт) самолеты быстро освоились и рванули вверх. В 1920 году был достигнут рубеж в 10 километров, а в 1955 году – двадцать километров.

Затем, спустя много лет, 30 сентября 1977 года лётчик-испытатель Александр Федотов поднялся на самолёте МиГ-25М на высоту 37 650 м. Этот рекорд (для самолетов) удерживается до сих пор. Ну и последнее непревзойденное достижение. 4 октября 2014 года — Алан Юстас поднялся на стратостате над американским штатом Нью-Мексико на высоту 41 400 метров и совершил уникальный прыжок с парашютом в скафандре с этой высоты. Его свободное падение составило 4 минуты 20 сек.

А для достижения еще большей высоты ни самолеты, ни стратостаты уже не подходят. Дальше нужны уже ракетные движители, которые выводят на низкую орбиту космические аппараты. И это уже совсем другая история.