В этой статье я опишу ключевые моменты это сложной и малопонятной темы, которые мне удалось выяснить на личном жизненном опыте. Как и во многих других случаях, здесь хорошо подходит аналогия с работой за компьютером, когда мы по своему желанию влияем на изображение (например, в игре), при том, что большая часть процессов либо нами практически не контролируется, либо происходит не только под нашим влиянием, но и сама по себе.
В этой аналогии происходящее на экране монитора аналогично происходящему в нашем мозге и вообще, в зоне нашего восприятия, даже если она окажется вне мозга. Работающий за компьютером человек - это наше фундаментальное "Я", находящееся вне пространства.
Ключевые моменты
Там, где мы задаём новую тему (например, воображаем, выбираем или изменяем что-то), там чувствуется, что это наше воздействие, наше творчество. Там, где не влияем, там оно просто происходит (под влиянием чисто мозговых процессов), но зачастую при наличии возможности воздействовать на воспринимаемое в любой момент, что тоже вызывает соответствующие ощущения (например, чувство контроля над ситуацией, как и при работе за компьютером), что несколько осложняет отделение одного от другого.
То, что происходит само, может быть, в том числе, как развитие ситуации, вследствие прошедшего акта воздействия нашего фунд. "Я" на мозговые процессы. Либо наоборот, что-то появляется в мозге само, а затем на это происходит воздействие фунд. "Я" и тема развивается. В итоге мы теоретически можем не понять, сами ли мы эту тему придумали, или она была инициирована мозгом.
Чаще же всего имеет место смешанный вариант, когда воздействие сочетается и/или чередуется с автоматом. Вероятнее всего, именно в таких условиях синтезируется музыка во сне и при бодрствовании, которая возникает в нашей голове, например, под влиянием других звуков или мелодий. В таком случае может быть трудно понять, что добавили/изменили мы сами, а что произошло под влиянием чисто мозговых процессов, тем более, если мы имеем возможность их в любой момент изменить. Например, может быть такая схема: Синтезированный в мозге или пришедший извне звук или последовательность звуков благодаря воздействию фунд. «Я» или без него задерживается в мозге, а затем фунд. «Я» за счет свободного действия (воздействия на мозговые процессы) добавляет новые элементы или изменяет звучание, и понравившийся вариант закрепляет в мозгу.
Воздействие может быть, в том числе, на целые смысловые структуры (мыслительные процессы, музыкальные семплы и т. п.), которые растянуты во времени, что во многом аналогично эффекту краткосрочной памяти и достигается благодаря непрерывности процесса восприятия. Это позволяет работать с мозговыми процессами даже без задействования мозговой памяти, хотя и с ограничениями по времени и доскональности. Эта тема очень интересная, так как восприятие и понимание смысловых структур целиком является подтверждением того, что фунд. "Я" находится вне времени. Иначе: раз фунд «Я» находится вне пространства, то значит, и вне времени, что и подтверждает наличие целостного восприятия динамических (т. е. растянутых во времени) смысловых структур и эффект их понимания. Это значит, что наше восприятие несет в себе отпечатки того, что было в прошлом, но за счет эффекта разбавления новым восприятием, чем более давнишнее было событие, тем слабее этот отпечаток. Вероятно, тот эффект может в некоторых случаях проявляться сходным образом с тем, как проявляется память. Это даёт основания для предположения о потенциальной возможности полноценного воздействия на содержимое зоны восприятия даже вне мозга.
Такие количественные параметры, как масштаб и продолжительность воздействия, зависят как от нашего желания, так и от отзывчивости воспринимаемой нами среды, включая мозг (в зависимости от его состояния отзывчивость может быть разной). В состоянии паники или аффекта, а также при полубессознательных состояниях она минимальна. Сами по себе различия в возможности воздействовать на мозговые процессы уже является доказательством возможности воздействия фунд. "Я" на мозг. Проще всего воздействовать на процессы мыслительной части мозга. Тогда как на процессы в сенсорных зонах воздействовать гораздо труднее, во-первых, по причине постоянного забивания процесса входящим сигналом от нервных окончаний, а во-вторых, по причине моментального переключения внимания на проекцию данной сенсорной зоны в мыслительных зонах мозга, которая происходит автоматически, и, очевидно, связана с необходимостью поступления только достоверной внешней информации, изменения которой нежелательны, ввиду её важности для ориентации и существования человека во внешнем мире. Самопроизвольные её изменения бывают при нарушениях работы мозга и называются галлюцинациями.
Очевидно, мозг человека не может быть результатом случайной эволюции, а значит, был создан извне, по-видимому, в рамках макропрограммы мироздания, находящейся вне пространства, подобно тому, как процессор компьютера находится вне изображения на экране монитора или вне игрового мира компьютерной игры. Так как фунд. «Я» тоже должно находиться вне пространства, то нет ничего удивительного в том, что оно может влиять на процессы, происходящие в пространстве (как игрок на происходящее в игре, символизирующей пространственный мир), если такая возможность предусмотрена макропрограммой мироздания.
Кроме того, воспринимающий объект (фунд. "Я") не может быть просто "молчаливым наблюдателем", так как иначе феномен ощущений, который точно не задаётся мозгом, было бы невозможно изучать. Разумеется, это не относится к работе нейрофизиологов, которые исследуют мозговую деятельность, а не феномен ощущений и его проявления. О том, что это далеко не одно и тоже, я писал здесь. Даже просто понимание того, что ощущение и сознание не связаны с деятельностью мозга, а также различных аспектов нефизиологической теории ощущений (см. ссылка выше) приводит к соответствующим мыслительным процессам, которые не могли бы возникнуть при отсутствии этих самых ощущений и воздействия фунд. «Я» на мозговые процессы. Например у Бахура в книге "Это неповторимое "Я"" написано, что многие наверно чувствуют, что должно быть что-то ещё, а не только электрохимические импульсы (речь шла о природе ощущений). При отсутствии ощущений и/или воздействия фунд. "Я" на материальные процессы в мозгу не появятся соответствующие этой мысли мыслительные структуры (смыслоструктуры), а при наличии - появятся. При общении с человеком (даже через интернет) я обычно понимаю, еслить ли у него ощущения или нет. Опыт такого общения у меня довольно большой, и начался он ещё в детстве, когда в городе Кременчуге, где мы были у наших дальних родственников, я поспорил с бабулькой, которая утверждала, что души у человека нет, а я утверждал обратное. Без воздействия фунд. "Я" на мозговые процессы никакой разницы бы не было - у всех было бы так, как будто ощущений у них нет. Все бы мыслили как ИИ, у которого нет своих ощущений, а только анализ информации из интернета. Собственно, многие (если не большинство) так и мыслят.
Поскольку сам факт воздействия в памяти не откладывается (кроме случаев, когда это понятно из запомнившихся смысловых структур), а также по другим причинам, изучать это явление очень непросто.
Практическое задание: представим любой произвольный предмет по своему желанию и с мысленным произнесением его названия. На самом деле, всё, что мы сможем сделать, это дать мозгу соответствующую команду, а предмет и название к нему (по имеющейся памяти) он выбирает сам, что будет нетрудно понять при выполнении данного задания. Это не удивительно, ведь без памяти мозга мы не сможем вообразить нужный предмет и произнести его название, поскольку у самого фунд. "Я" такой памяти нет. Но дать мозгу соответствующую команду мы можем.