200 лет гения! Сегодня мы отмечаем юбилей великого русского писателя, чьи пророческие слова о России звучат как никогда актуально. В честь юбилея вспомним: каким он был, почему его голос не затихает сквозь века и какие произведения навсегда вписали его имя в историю русской литературы.
Михаил Евграфович родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье, имевшая более трех тысяч крепостных душ. Маленький бунтарь был шестым ребёнком у Евграфа Васильевича Салтыкова и Ольги Михайловны Забелиной.
Ранние годы и образование
С детством у человека обычно связываются самые светлые воспоминания. Но Михаил с содроганием говорил о своих детских годах. Его сильно задевали за живое безропотность образованного, слабохарактерного, набожного отца. И властность «маменьки», ее необыкновенно суровый нрав, ее бесконечные угрозы и наказания, касавшиеся и детей в том числе. Ее жестокость, могла смениться добротой и затем встревоженностью. Такая неровность рождала страх у Михаила, перед явной несправедливостью. Он заметно выделялся среди своих братьев и сестер живостью характера и рано появившейся независимости и самостоятельности. Отсутствие пристального надзора дали ему большую свободу. Почти каждого человека в деревне он знал в лицо, с каждым мог поговорить. Мог близко соприкасаться с жизнью дворовых слуг, крепостных мужиков и их детей. Во время хозяйских обходов матери по усадьбе, мальчик внимательно и напряженно вслушивался в ее разговоры с крестьянами, в ее суровые и властные распоряжения.
«Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массою» - запишет он через много лет.
Начальное образование Михаил получил дома. Его учителями стали: крепостной художник Павел Соколов, старшая сестра, местный священник, гувернантка, студент духовной академии.
Уже в 3–4 года мальчик знал азбуку, а к 6 годам бойко говорил на французском и немецком. Через год-два, читал и писал по-русски.
Едва узнав грамоту, мальчик пристрастился к чтению книг. Вскоре он сам пробует писать подражая любимым поэтам. У Михаила не было своей Арины Родионовны.
«Между многочисленными няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Весь на домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказочный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению приходилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир...» вспоминает писатель.
В 1836 году мать, Ольга Владимировна, сама привезла 10 летнего Михаила в Москву и определила в старинный дворянский институт. У будущего сатирика с институтом складывались мрачные воспоминания: на практике торжествовали «новейшие педагогические приемы». По субботам секли провинившихся воспитанников. Очередных жертв помещали на скамейке посреди институтского зала. Инспектор бесстрастным голосом выкрикивал имена жертв, приговаривая; «За ленность, за дерзость...». Дежурный «секутор» приступал к обязанностям.
Через два года, Михаил, как один из лучших учеников был переведён в Царскосельский лицей. К тому времени (1838 год) лицей находился под присмотром военных чинов. Цель его, по выражению Салтыкова: «приготовить чиновника». В нем был установлен жесткий режим и система наказаний. Лицеистов карали за любое отклонение от нормы, от стандарта в одежде, в поведении, в характере занятий.
В лицее Салтыков писал стихи «неодобрительного» содержания. Его интересовали русские журналы, а в них — статьи критического содержания. Он посещал собрания на который бывал Белинский В.Г.
По окончании лицея в 1944 году, Михаил поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Благодаря способностям и трудолюбию повышался в должностях. Однако служба мешала ему писать. Задумчивый и малообщительный он возненавидел службу. Истинной отдушиной становились занятия литературой, философией, посещение театров Петербурга.
Воспитанный на статьях Белинского, молодой Салтыков примкнул к одному из кружков , возникших в России в 40-е годы. Каждую пятницу на квартире у Петрошевского (учились в с ним в лицее) проходили собрания этого кружка. Разнообразные вопросы кружка касались политической и нравственной сферы. Они опровергали крепостное право, в мыслях посягали даже на верховную власть. Салтыкова окрыляла радость идейного, дружеского общения. И все же от фраз и рассуждений он желает перейти к исследованию и осмыслению конкретной русской жизни. С помощью друзей он становиться сотрудником журналов «Отечественные записки, «Современник». Пишет о воспитательном значении художественной литературы в отзывах на детские и учебные издания. Он подвергает резкой критике рутинные методы обучения юношества. Молодой критик намекает на противоестественность крепостного права, уродующего человеческие души.
Ссылка и чиновничья карьера
В 1848 году за повесть «Запутанное дело», в которой усмотрели «вредное направление», Салтыков был арестован и сослан в Вятку. Там он служил под надзором, глубоко познав провинциальную жизнь чиновничества, купечества и крестьянства. Ссылка длилась почти 8 лет.
В 1856 году появился псевдоним «Н. Щедрин» (позже ставший частью фамилии). По одной из версий, его предложила жена Елизавета Аполлоновна, заметив, что муж «щедр на сарказмы».
Вернувшись в Петербург, он продолжил государственную службу: чиновник для особых поручений при Министерстве внутренних дел; вице‑губернатор Рязани (1858); вице‑губернатор Твери (1860).
Параллельно Салтыков участвовал в подготовке реформы по отмене крепостного права. Его опыт чиновника стал бесценным материалом для будущих сатирических произведений.
В 1868 году Салтыков окончательно ушёл со службы, сосредоточившись на литературе. Он редактировал журнал «Отечественные записки», где публиковал свои сатирические хроники.
📖 Главные шедевры писателя, живущие века:
«История одного города» — гротескная летопись абсурдной российской власти
«Господа Головлёвы» — пронзительный роман о вырождении дворянства
«Сказки» — аллегорические истории с глубоким подтекстом
«Пошехонская старина» — честный рассказ о крепостническом прошлом
Цитаты, ставшие пророчествами
«Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют»;
«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».
Произведения Салтыкова-Щедрина — это зеркало, в котором каждый может увидеть и своё время, и себя.
Наследие писателя продолжает жить в работах Булгакова, Платонова, Зощенко. Его сатира — не злорадство, а боль за родину, призыв к пробуждению совести.
#СалтыковЩедрин #РусскаяЛитература #Классика #ПисателиРоссии #ИсторияРоссии