Найти в Дзене

На месте казачьей станицы на Маныче жили крепостные люди

Наличие крепостнического бэкграунда может быть неожиданным для жителей и уроженцев Пролетарска. Слобода Андреевка началась со степного «потаенного» хутора, заложенного казачьим генералом Андреем Дмитриевичем Мартыновым (1752?-1815). Сын боевого генерала, вся жизнь в походах. В молодые годы служил на Кубанской линии, потом на долгие годы вперед – в пограничной страже на Юго-западе, в Валахии и Молдавии. В 1799-1807 г. находился в отставке, и вот в это время он мог превратить урочище Карачеплак в поселение для своих крестьян. Предположим эти годы временем основания слободы. Именно слободы. Семья Мартыновых уже располагала землями в Миусском начальстве (Мартыновка, она же Голодаевка, она же Куйбышево). В 1790 г. императрица Екатерина II наградила Дмитрия Мартыновича Мартынова, отца Андрея Дмитриевича, в честь 60-летия 603-мя крепостными на переселение из государственных крестьян. Но много никогда не бывает. Была веская причина учинять его сыну Андрею Дмитриевичу новые поселения в глух

Наличие крепостнического бэкграунда может быть неожиданным для жителей и уроженцев Пролетарска.

Слобода Андреевка началась со степного «потаенного» хутора, заложенного казачьим генералом Андреем Дмитриевичем Мартыновым (1752?-1815). Сын боевого генерала, вся жизнь в походах. В молодые годы служил на Кубанской линии, потом на долгие годы вперед – в пограничной страже на Юго-западе, в Валахии и Молдавии. В 1799-1807 г. находился в отставке, и вот в это время он мог превратить урочище Карачеплак в поселение для своих крестьян. Предположим эти годы временем основания слободы. Именно слободы.

Семья Мартыновых уже располагала землями в Миусском начальстве (Мартыновка, она же Голодаевка, она же Куйбышево). В 1790 г. императрица Екатерина II наградила Дмитрия Мартыновича Мартынова, отца Андрея Дмитриевича, в честь 60-летия 603-мя крепостными на переселение из государственных крестьян. Но много никогда не бывает. Была веская причина учинять его сыну Андрею Дмитриевичу новые поселения в глухих уголках сальских степей – для разведения скота силами переведенных из Голодаевки и принятых на жительство беглых крестьян.

В 1807 г. Андрей Дмитриевич принял должность наказного атамана, потом принял участие в Заграничному походе русской армии против Наполеона.

Андрей Дмитриевич Мартынов,  наказной атаман Донского казачьего войска (1807-1808), герой войны Отечественной войны 1812 г.
Андрей Дмитриевич Мартынов, наказной атаман Донского казачьего войска (1807-1808), герой войны Отечественной войны 1812 г.

На карте 1822 г. видим слободу Андреевку, а в ней – молитвенный дом, что говорит о немалом числе прихожан по округе. Полное именование поселения - слобода Андреевка-Карачеплакская - и принадлежала она теперь новому владельцу – полковнику Алексею Андреевичу Мартынову. Современники описывают его как интеллектуала, книгочея и археолога-любителя. Но «человек пытливого ума» не брезговал владеть людскими «душами».

Рядом со слободой в дальней и ближней степи находились зимовники других казачьих офицеров – ротмистра Михаила Ивановича Полякова, войскового старшины Федора Николаевича Полякова, генерал-лейтенанта Василия Дмитриевича Иловайского, полковника Виссариона Ивановича Андрианова, подполковника Григория Ильича Чернозубова, помещика Василия Петровича Янова, целого клина Грековых: подполковника Евдокима Казьмича Грекова, ротмистра Николая Федоровича Грекова, есаула Василия Борисовича Грекова, генерал-майорши Марии Матвеевны Грековой, помещиков Федора и Ивана Степановича Грековых, а также подполковницы Анны Дмитриевны Ребриковой, хорунжего Дмитрия Алексеевича Лотошникова, хорунжего Андриана Ивановича Денисова, хорунжего Андриана Ивановича Егорова, сотника Курнакова.

Первоначально эта земля была ими приобретена самозахватом, явочным путем, но затем, в 1830-е гг., правление в Новочеркасске стало оформлять участки в войсковую аренду.

Люди из этих отдаленных поселков приезжали в слободской молитвенный дом для совершения церковных треб, женились, крестили детей и отпевали покойных. Отсюда известно, что Скляров был крепостным Полякова, Рыбалкин и Дудников – Евдокима Грекова, одни Михайленковы – крестьяне с зимовника сотника Курнакова, другие – помещика Федора Грекова. Кравченко принадлежал помещику Василию Петровичу Янову. К числу крепостных Мартынова относились фамилии: Тарасенков, Безуглов, Долгополов, Бугриев, Юндин, Чернявский, Скиридов и другие. Их было более всего.

Помещик Мартынов разводил не только лошадей. Он заботился и о числе своих «душ». Женил своих крестьян рано – юношей в возрасте 18-20, девушек – 16-17, причем своих крепостных парней на своих же крепостных девушках. Но в 1845 г. отмечена примечательная свадьба. Женятся люди штаб-ротмистра Николая Грекова и полковника Мартынова. Петр Семенович Михайленко, крестьянин Грекова, венчался с девицей Чернявской, принадлежавшей Мартынову; а Анна Федорова Михайленко, крепостная того же Грекова, вышла замуж за Щебеткова, крестьянина этого же Мартынова. Владельцы не понесли никакого материального ущерба, произошла рокировка женскими душами.

До 1861 г. браки носили исключительно внутрисословный характер. Женились на ровне. Венчался с государственной крестьянкой вольноотпущенный Мартынова Юндин. Ближе ко времени отмены крепостного права стали появляться вольноотпущенники. Выкупились у Алексея Мартынова на свободу Юндины – Иосиф Яковлевич и Тихон Васильевич, Пархоменков и другие. Свободное население слободы пополнялось государственными крестьянами из Астраханской губернии Васильевым, Бардинцовым, Мотининым, Решетняком.

После «свободы» войсковое правление несколько раз требовало от помещиков отправить своих людей в старые свои имения и освободить принадлежащую войску землю, но фактически это никогда и не произошло. Бывшие мартыновские крепостные формально числились за слободой Голодаевка. Например, Георгий Савельевич Скирида считается крестьянином Голодаевской волости поселка Берестовка. Эту «регистрацию» потомки Георгия и других бывших крепостных Мартыновых сохранили до 1917 г.

В 1875 г. учреждается станица. Ее заложили в одной версте от Андреевки. Условным центром плана может быть квартал между Буденовским, Пионерской, Красноармейской и переулком Красным. Андреевка располагалась на месте, давно обжитом разноплеменными жителями. Сейчас это северная часть Пролетарска, известная под названием Хундушка.

В станице и ее окрестностях приезжают и поселяются выходцы из разных мест, например, Шаблиев, в будущем владелец конного завода – государственный крестьянин села Воронцовка Кавказской губ.

Уже обозначился приток переселенцев из Воронежской губернии и Астраханской губернии, давший много, как известных, так уже и забытых в Пролетарске фамилий – Будённый, Кубышкин, Шеянов, Чубаров, Абраменко, Писаревский, Ниберкутин, Дворников, Шапошников.

Откуда на Дону крепостные? (ссылка)