Найти в Дзене
Без шелухи. Marina Kon

Тысяча бездельников на один дворец: Версаль времен Помпадур

Бывалый охотник Людовик XV знал, что делал. Стянув к себе под бок цвет дворянства, расселив его по уютным покоям «обители радости» и обязав не покидать ее стен, он убил двух зайцев: подарил себе веселую компанию и лишил знать повода для бунтов. Та жила в Версале на всем готовом, особый департамент развлечений отвечал за вечный праздник: балы, театр, охота, карты… Ни минуты скуки, ни одной кислой мины. Знать спускала состояния за игорными столами, ее поместья приходили в упадок, но в сладком дурмане версальских будней это казалось сущей ерундой. Не дождаться приглашения на спектакль в театре Помпадур – вот истинная трагедия для пленника французского двора середины XVIII века. Королевские ужины Провел вечер за столом с его величеством – день прошел не зря. Высокой чести могли добиваться те, кто с утра скакал-стрелял на королевской охоте. Процедура такая: графы, бароны, маркизы вносят свои имена в список, его несут Людовику XV; король выбирает тех, кто ему нынче не будет противен за ужино

Бывалый охотник Людовик XV знал, что делал. Стянув к себе под бок цвет дворянства, расселив его по уютным покоям «обители радости» и обязав не покидать ее стен, он убил двух зайцев: подарил себе веселую компанию и лишил знать повода для бунтов. Та жила в Версале на всем готовом, особый департамент развлечений отвечал за вечный праздник: балы, театр, охота, карты… Ни минуты скуки, ни одной кислой мины. Знать спускала состояния за игорными столами, ее поместья приходили в упадок, но в сладком дурмане версальских будней это казалось сущей ерундой.

Не дождаться приглашения на спектакль в театре Помпадур – вот истинная трагедия для пленника французского двора середины XVIII века.

Королевские ужины

Провел вечер за столом с его величеством – день прошел не зря. Высокой чести могли добиваться те, кто с утра скакал-стрелял на королевской охоте. Процедура такая: графы, бароны, маркизы вносят свои имена в список, его несут Людовику XV; король выбирает тех, кто ему нынче не будет противен за ужином. Все охотники стекаются к дверям его апартаментов, служитель громко зачитывает имена счастливцев. Кому не повезло, тот улыбается через силу, пока на душе скребут кошки: унижения море. Спустя пару дней – опять списки и пытка ожиданием; боже, не дай снова пролететь.

Версальское застолье и Людовик XV
Версальское застолье и Людовик XV

За королевским столом сидят тесно, локоть к локтю; слуг нет, бомонд справляется сам. Отужинав, король лично варит себе и гостям кофе. Потом садятся играть в пикет, комету или каваньоль.

«Рабочий день» Помпадур

Ни минуты свободной – так 20 лет изнуряется знаменитая фаворитка. Суета сует обострила ее болезнь легких и до времени свела в могилу. Итак, балы, приемы, карты – это до 2-3 часов ночи. К 8 утра следует быть на ногах, при параде, и спешить к мессе. Клевать носом в ходе службы моветонно - хоть умри, а бодрствуй. Дальше визиты: к королеве (Помпадур с ней мила и почтительна), к принцессам, ее дочкам (те ей не особо рады, но терпят), к супруге дофина (сам дофин маркизу не выносит, но его жена куда лояльнее). Потом Помпадур к услугам своих визитеров; после пишет письма, иной раз по 60 за день. Вечерний туалет, подготовка к ужину; маркиза – хозяйка за столом, то есть без устали развлекает гостей. И снова гуляют до трех ночи.

Мадам Помпадур, до 43 лет тянувшая лямку дворцового быта; портрет кисти Ф. Буше
Мадам Помпадур, до 43 лет тянувшая лямку дворцового быта; портрет кисти Ф. Буше

Ее королю на месте не сидится; раз в неделю он срывается в один из своих дворцов с кучей народу. Шум, толкотня, бессонные ночи. У маркизы сдают нервы, ее душит кашель, идет кругом голова. Она сияет из последних сил.

Вся эта беспощадная версальская вахта при здравом взгляде выглядит еще и бессмысленной. Но такие выводы лучше гнать вон из головы.

Интриги вокруг театра

Сцена – одна из страстей вовсе не страстной Помпадур. Она уламывает короля создать камерный дворцовый театрик, где срывает лавры актрисы. Ей – лучшие роли, бурные овации и слова короля после особо удавшейся премьеры: «Вы – самая восхитительная женщина Франции». Попасть в труппу театра де Пти Кабине лестно даже принцам, публика там - сливки версальского общества. Абы кого и на порог не пустят.

Дворцовая лестница; где-то под ней - покои для театрика, в котором блистала маркиза
Дворцовая лестница; где-то под ней - покои для театрика, в котором блистала маркиза

А тут с театра военных действий возвращается другой «затейник» - герцог Ришелье, давний недруг маркизы Помпадур. Ришелье, так-то, возглавляет тот самый департамент развлечений, что призван гнать скуку из дворца. Какой-такой театр без меня учредили, что за волюнтаризм? – его светлость топает ногами и отдает приказ не давать Помпадур ничего и никого: ни имущества, ни костюмов, ни музыкантов, ни рабочих сцены. Маркиза бежит жаловаться королю. Тем же вечером Ришелье, участвуя в церемонии отхода величества ко сну и стаскивая с королевской ноги охотничий сапог, слышит вопрос – а сколько раз вы, милый герцог, сидели в Бастилии? «Три раза, сир», отвечает бывший по молодости безбашенным Ришелье. Намек ему ясен; театру де Пти Кабине больше ничего не угрожает.

Аморальная мораль

В Версале времен Людовика XV, по словам знатока темы Н. Митфорд, «любовь разыгрывалась как игра или как комедия Мариво, и разумеется, она ничего общего не имела с браком». Супругов связывали скорее приличия и общие интересы, чем горячие чувства. Но семьи были крепкими, отношения – высокими: оба супруга получали от своих половин вольные грамоты.

Людовик XV в окружении придворных
Людовик XV в окружении придворных

Ну, примерно так наставлял жену заботливый муж: позволяю вам, дорогая, любые шалости, но только не с лакеями и не с принцами крови. А застав ее в объятьях любовника, рогоносец не бился о стену и не бросал обидчику перчатку; он с тревогой восклицал: мадам, как вы неосмотрительны! Что, если бы вас увидел с этим… господином кто-то другой?

Любовь, карты, охота, официоз – этого хватало версальской рати для легкости и приятности бытия. Позже прожигатели жизни недоумевали, за что на них наехал взбунтовавшийся плебс. Разве они в своем райке кому-то мешали?

Автор – Марина Туманова

Душевное вам спасибо за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки

Еще по теме: