Найти в Дзене

Где хэппи-энд? Почему аниме все чаще от него отказывается?

Школьницы-волшебницы, тихие свидания на крыше, чудеса и феи… Забудьте обо всех этих моментах, их все меньше и меньше в современном аниме, разве что только в тематических историях они остаются неизменным спутником. В остальном сюжеты все больше отходят от шаблонов, становятся небанальными и, как ни печально, теряют свой хэппи-энд. Почему это происходит? Это не каприз художников, а закономерное развитие сразу нескольких факторов. С вами снова я, Анимангия, и сейчас я вам пролью свет на происходящее. Те, кто смотрел аниме в 80-90-е и 2000-е, стали значительно старше. Их вкусы усложнились, жизненный опыт сделал их менее восприимчивыми к простым сюжетам и гарантированным хэппи-эндам. Они хотят даже в аниме видеть не сказку, а отражение реальной жизни: карьерные кризисы, неудачные отношения, тревоги, моральные дилеммы. Кроме того, простые сюжеты им кажутся скучными. Им уже не подойдет что-то простое, что можно посмотреть и забыть. Им нужны неожиданные финалы и неоднозначные персонажи, которы
Оглавление

Школьницы-волшебницы, тихие свидания на крыше, чудеса и феи… Забудьте обо всех этих моментах, их все меньше и меньше в современном аниме, разве что только в тематических историях они остаются неизменным спутником. В остальном сюжеты все больше отходят от шаблонов, становятся небанальными и, как ни печально, теряют свой хэппи-энд.

Почему это происходит? Это не каприз художников, а закономерное развитие сразу нескольких факторов. С вами снова я, Анимангия, и сейчас я вам пролью свет на происходящее.

Целевая аудитория выросла

Те, кто смотрел аниме в 80-90-е и 2000-е, стали значительно старше. Их вкусы усложнились, жизненный опыт сделал их менее восприимчивыми к простым сюжетам и гарантированным хэппи-эндам. Они хотят даже в аниме видеть не сказку, а отражение реальной жизни: карьерные кризисы, неудачные отношения, тревоги, моральные дилеммы.

Кроме того, простые сюжеты им кажутся скучными. Им уже не подойдет что-то простое, что можно посмотреть и забыть. Им нужны неожиданные финалы и неоднозначные персонажи, которые дают пищу для размышлений долгое время после просмотра.

Творческая свобода создателей

-2

Все больше создателей (режиссеров, сценаристов, авторов манги) начинают смотреть на свою работу не просто как на заработок, а как на возможность сделать серьезное высказывание. Такие аниме, как «Атака титанов», «Призрак в доспехах», «Токийский гуль», «Евангелион», «Берсерк» и другие, поднимают философские, политические и психологические вопросы, для которых «счастливый конец» был бы упрощением и предательством идеи. Хотя, к слову, насчет «Берсерка» надежда еще есть — в одном из последних интервью перед смертью Кэнтаро Миура говорил, что все же хочет дать персонажам что-то хорошее в финале. Но как это реализуется — неизвестно.

Сейчас все больше и больше снимается взрослых аниме, в которых мрачные повороты ведут к несчастным финалам. Здесь авторы исследуют темы насилия, депрессии, одиночества, что невозможно в аниме для более широкой и молодой аудитории.

Расширение аудитории

-3

Даже в самой Японии зрители уже устали от типичных историй, которые строятся по единой схеме. Аниме типа «Герой страдает от злодея, потом долго тренируется, становится сильнее, мстит злодею» уже никому не интересно. Чтобы выделиться среди таких однотипных идей, студии и издатели делают ставку на уникальность и риск. Мрачное, запоминающееся аниме с сильным эмоциональным ударом создает более лояльную и активную фан-базу.

А за рубежом так в принципе изначально хотели чего-то нестандартного. Аудитория Netflix, Crunchyroll и Amazon хочет серьезных сериалов уровня «Рассказа служанки» или «Игры престолов», даже если они будут в аниме-формате. Такие истории, как «Сага о Винланде» или «Атака титанов», становятся хитами именно потому, что отказываются делить мир на черное и белое.

Современный социальный климат

-4

Мир меняется, и было бы странно, если бы создатели манги и аниме не реагировали на это. Ритм жизни неизменно ускоряется, появляется больше проблем и стрессов. Даже в том, что смотрят на экранах, люди хотят видеть реализм, а не оптимизм. Не забываем и о том, что растет интерес к психологии, психическому здоровью и психотравмам. Аниме позволяет визуализировать внутренних демонов, абстрактные страхи и экзистенциальный ужас так, как не может это сделать обычное кино.

Все это не значит, что теперь снимают только депрессивные сюжеты. По-прежнему есть множество взрослых аниме с юмором, приключениями и условно счастливыми концовками. Однако индустрия наконец признала и начала в полной мере обслуживать потребность аудитории в сложных, неоднозначных историях, которые не дают простых ответов, заставляют чувствовать и думать.

Обратите внимание и на другие статьи канала по теме:

Радуюсь каждому вашему лайку и комментарию. Люблю вас и обнимаю, ваша Анимангия.