Найти в Дзене

Аденоиды. Удалять нельзя оставить. Где ставить запятую?

Пожалуй, эта тема остается одной из самых обсуждаемых как в родительских сообществах, так и во врачебных. И это несмотря на то, что показания к хирургическому лечению прописаны в клинических рекомендациях. С чем это связано: Аденоиды или носоглоточная миндалина – это лимфоидная ткань, которая расположена позади носа на своде носоглотки, и она есть у всех детей. В норме она не перекрывает просвет хоан и подвергается обратному развитию к 18-20 годам, то есть у взрослых в норме аденоидных вегетаций нет. Гипертрофия аденоидов – это увеличение аденоидной ткани, когда уменьшается просвет для дыхания. Кроме того, может возникать воспаление аденоидной ткани – аденоидит. Единой схемы лечения, препаратов, которые бы работали у каждого ребенка с подобным диагнозом, к сожалению, не существует. В каждом конкретном случае консервативное лечение наиболее эффективно, если оно подобрано с учетом причинных, этио - патогенетических факторов, которые привели к данному состоянию. Это требует совместной раб
Картинка из сети интернет
Картинка из сети интернет

Пожалуй, эта тема остается одной из самых обсуждаемых как в родительских сообществах, так и во врачебных. И это несмотря на то, что показания к хирургическому лечению прописаны в клинических рекомендациях.

С чем это связано:

  • 1. С отсутствием единой рабочей схемы консервативного лечения.

Аденоиды или носоглоточная миндалина – это лимфоидная ткань, которая расположена позади носа на своде носоглотки, и она есть у всех детей. В норме она не перекрывает просвет хоан и подвергается обратному развитию к 18-20 годам, то есть у взрослых в норме аденоидных вегетаций нет.

Гипертрофия аденоидов – это увеличение аденоидной ткани, когда уменьшается просвет для дыхания. Кроме того, может возникать воспаление аденоидной ткани – аденоидит.

Единой схемы лечения, препаратов, которые бы работали у каждого ребенка с подобным диагнозом, к сожалению, не существует. В каждом конкретном случае консервативное лечение наиболее эффективно, если оно подобрано с учетом причинных, этио - патогенетических факторов, которые привели к данному состоянию.

Это требует совместной работы и готовности родителей и ЛОР врача, а в ряде случаев привлечения смежных специалистов.

  • 2. С методом выполнения хирургического вмешательства.

Недавно от одного коллеги врача услышала искреннее удивление: «А что в городской больнице … аденоиды удаляют без наркоза аденотомом?». Да, и так, к сожалению, до сих пор происходит во многих ЛОР стационарах. У этого есть объяснение – это быстрее, не требует круглосуточного наблюдения, достаточно несколько часов, не несет дополнительных затрат на дорогостоящее оборудование, обучение и привлечение специалистов. Для ребенка – это стресс, кровь и боль, которые часто оставляют воспоминания на всю жизнь. Отсутствие визуального контроля операционного поля врачем всегда оставляет открытым вопрос – Какой объем аденоидной ткани удален?

Современный подход – это операция под общей анестезией с визуальным контролем операционного поля и применением хирургических техник: эндоскопии, моторных систем, по показаниям радиоволновой хирургии, лазера и др.

Это увеличивает время вмешательства в 2-3 раза, требует участия операционной бригады специалистов с определенными навыками, материально технических затрат на оборудование, госпитализации и наблюдения ребенка в течение суток.

Но, как оперирующий врач с 30-летним стажем уверенно могу сказать, что это совершенно иное качество хирургии, а самое главное предсказуемое качество результата. При этом у ребенка не остается негативных воспоминаний.

  • 3. Оперируют одни, лечат другие.

Система организации медицинской помощи предполагает, что диагностикой и лечением детей занимается врач оториноларинголог детской поликлиники, он же определяет показания к хирургическому лечению. Операции проводит ЛОР врач стационара и далее пациент для долечивания и наблюдения возвращается в поликлинику. Это разные специалисты имеющие разный практический клинический опыт и разные навыки.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Много лет назад, меня врача стационара желание видеть результаты своей работы как в коротком, так и в отдаленном промежутке времени, привели к мысли о необходимости изменить эту систему.

Сейчас, будучи медицинским руководителем клиники я и мои коллеги ведем амбулаторные приемы, имеем возможность заниматься обследованием и диагностикой наших пациентов, привлекать к лечению своих коллег: педиатров, аллергологов иммунологов, гастроэнтерологов. В диалоге с родителями приходить к решению по поводу хирургического лечения и его индивидуального объема у каждого ребенка. Самостоятельно оперировать и что немаловажно наблюдать деток и подбирать схемы лечения и профилактики. На контроле эти пациенты остаются у нас не менее года, а по показаниям и дольше.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Имея статистику применения подобной практики более 10 лет и тысячи историй наших пациентов, уверенно могу сказать, что результат доказал эффективность такого подхода.

Таким образом тактика лечения у каждого конкретного ребенка должна подбираться индивидуально, исходя из индивидуальных особенностей.

Современные хирургические техники позволяют получать предсказуемый результат и не оставляют негативного психологического следа.

В 80% случаев при своевременном обращении правильно подобранное консервативное лечение эффективно.

Ну а если вам, мои дорогие читатели, необходима консультация ЛОР - врача, то мы рады видеть вас в нашей клинике "Акценты Здоровья"

Ваш доктор, Анна Кирилловна Шишева