Многие недоумевают: как, почему ведическая религия уступила место христианству? Что побудило наших предков предать родных богов? А может, им не дали такой возможности и выбор сделали за них?
Известна легенда о выборе веры древнерусским князем Владимиром из «Повести временных лет» (а решился он на это, чтобы соседи справа и слева от границы государства русских дураками не считали - мол, поклоняются деревянным идолам", что правителя весьма напрягало). Приходили к князю разные посланники и рассказывали о своей вере. В числе прочих был греческий монах, поведавший о сотворении мира и страшном суде. Владимиру понравилась христианская вера, и он отпустил посланника с богатыми дарами. Ну, и так далее... Насколько точны сведения "Повести временных лет", где события крещения Руси описываются уже после свершившегося события, сегодня, наверное, никто не скажет.
С «официальной» точки зрения, князь Владимир с дружиной приняли христианство в Херсонесе в 988-м и в то же время князь крестил киевлян, большое количество которых загнали в Днепр - а добровольно или принудительно, летопись умалчивает. Но именно эту дату многие и считают годом крещения Руси, хотя, конечно, процесс был далеко не одномоментным и весьма болезненным.
Славяне древней ведической традиции были людьми прямого взгляда и прямого слова. Их мир строился не на хитросплетениях политики, а на ясных, как родниковая вода, принципах: честь, общинность, верность данному слову. И в этой их искренности крылась их уязвимость. Они верили, что слово - это священный обет; договор с духом реки и богами нерушим; глаза человека отражают душу, а душа не умеет лгать. Потомки славян унаследовали менталитет предков: мы честно отстаиваем своё, нам чужда ложь, мы хотим жить в мире с соседями, не бросаем своих в беде и приходим на помощь. Но именно эта честная позиция и сегодня воспринимается Западом как слабость.
Когда с юга и запада пришли новые учения и новые власти, славяне встретили их мирно. Их собственный кодекс чести не допускал мысли, что религия может быть инструментом власти, а не путём к богу; писание может быть переписано под нужды правителей; обряд может быть формальностью, за которой нет живого чувства. Наши предки смотрели в глаза пришельцам и верили - ведь согласно их собственной традиции глаза не могли лгать. Их боги были явлены в силе приРОДы, которую нельзя подделать. Они не знали, что идею можно отлить в догму, а догму обратить в оружие против тех, кто в неё поверил.
Новые князья и духовные пастыри говорили на языке силы и порядка. Они принесли идею единовластия - не только земного, но и небесного. Народные праздники встроили в систему христианских, дав имена своих святых, да и символы славян использовали - но по-своему.
Славянам, жившим в общинном ладу, где волхв был старшим мудрым братом, а не господином, была чужда сама концепция «раб божий», но они пытались понять, вложив в новые термины свой, привычный смысл и не сразу различили, что за пышными ритуалами новой веры может стоять не жажда единения с богом, а жажда контроля над душами; что «смирение» может означать не внутреннюю гармонию, а отказ от своей воли; что «грех» - это не нарушение внутреннего баланса, а удобный инструмент управления. И их честность стала дверью, в которую вошла чужая хитрость: честный воин проигрывает лукавому. Миссионеры понимали: если хочешь подчинить народ,
не ломай его веру, а возьми её под контроль: дай тем же силам новые имена,
новые ритуалы, новую окраску. Так поклонение солнцу стало “почитанием Спасителя”;культ предков - “молитвой за усопших”; обряд воды - “крещением”.
А жертва на капище превратилась в свечу перед образом.
Народ почти ничего не потерял и продолжал обращаться к тем же силам - только теперь через посредников. Вместо славянских богов появились “святые”, а вместо идолов - “иконы”. Всё осталось тем же, кроме вывески. Вместо громовержца Перуна появился Илья Пророк, вместо Мокоши - Параскева,
вместо Велеса - святой Николай. Но если присмотреться, их образы слишком схожи, чтобы быть случайными. На иконах допетровского времен лики святых не похожи на византийские - в них ест что-то языческое, земное, простое: глаза - живые, лбы широкие, бороды - густые, а позы - властные, как у богов древнего пантеона. Святой Николай - с глазами волка и бородой Велеса, хранящий богатство, скот, удачу. Параскева - с женской косой, с руками пряхи - в ней дышит Мокошь. Илья Пророк - с молнией и колесницей, в котором слышен Перун.
На поле боя и на поле духа славянин сражался лицом к лицу - его сила была в прямоте, в открытом вызове, в честном противостоянии. Но новые силы играли в другую игру: разделяй и властвуй - против принципа общинного единства; кнут и пряник - против внутренней мотивации жить по правде; догма и запрет - против живого, непосредственного опыта божественного в каждом явлении мира. Так пала цивилизация, которая не научилась лгать, не выработала иммунитета к лицемерию, потому что в её мире для него не было питательной среды. Но в то же время именно в этом - её величайшая сила, пережившая века. Честность не исчезла, а ушла вглубь, стала нравственным стержнем русского характера: в том раздражении перед мелкой ложью и лукавством; в той тоске по простоте и ясности отношений; в неловкости перед лестью и церемониальностью; в знаменитой «широте души», которая есть не что иное, как нерасчетливая щедрость сердца, не умеющего торговаться о чувствах. И пусть славяне проиграли битву за форму, но они сохранили суть.
Сегодня мир до сих пор делится на тех, кто играет в длинные игры хитрости, и тех, кто жаждет прямоты и честности. Возрождение духа той цивилизации - это возврат к неподдельности; умению отличать живую веру от религиозной политики; к смелости смотреть в суть вещей, а не на их обёртку; к пониманию, что настоящая сила - не в умении обмануть, а в мужестве быть честным, даже когда это невыгодно.
Ведическая вера пала, потому что славяне не хотели учиться лгать и верили в силу света. Но ложь разъедает цивилизации изнутри, а честность - единственная почва, на которой может вырасти что-то по-настоящему вечное. Свет веры наших предков не погас, апросто ждёт, когда мы станем достаточно мудрыми, чтобы совместить честность сердца с прозорливостью разума и умением различать и больше никогда не принять чужие цепи за украшения, чтобы было уже не раз.
Источник: "Свет осознанности" https://m.dzen.ru/a/aV4s5cPkRSDCLRwt
Понравилась публикация? Поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на мой канал. Не забудьте оставить комментарий.