Старший по званию - не всегда главный. Весёлые сюжеты.
... НА ФЛОТЕ ВСЕГДА что-то интересное бывает, и часто. Вот, например, есть такая служебная единица, как оперативный дежурный бригады подводных лодок. Эта важная фигура напоминает нам авиадиспетчера, команды которого обязаны выполнять все пилоты в небе. На нашей бригаде распоряжения этого товарища тоже все выполняют, например, даже командиры подводных лодок. Это не столь важно, что ОД капитан-лейтенант, а командир лодки - капитан 2 ранга. Его распоряжения обязательны к исполнению.
Главное предназначение оперативного дежурного - это своевременный доклад своим верхним начальникам о всех касающихся их событиях и оповещение всех подчинённых сил о приёме важных команд и сигналов.
Помимо своего основного предназначения, оперативный дежурный бригады командует всей дежурно-вахтенной службой и контролирует выполнение суточного плана. Он занимается всеми перешвартовками, выходами в море, погрузками оружия. Он контролирует все потенциально-опасные работы. Он выполняет многочисленные приказания своих многочисленных начальников. И ещё много чего делает и много за что отвечает…
Теоретически он может стать профессиональным оперативным дежурным, если закончит Академию и пойдёт дальше по службе. Казалось бы, очень важная фигура, осуществляющая оперативное руководство вверенным ему соединением... Начальник! А вы спросите, он сильно хочет этого?
Не всё так гладко у этого начальника, как кажется со стороны. Иногда он превращается в "мальчика для битья", когда его вышестоящий "босс" устраивает ему головомойку, и часто даже по надуманной причине. Хотя бы потому, что сам "босс" встал утром не с той ноги... Дисгармония!
Может, не совсем яркий пример с фигурой оперативного дежурного? Он ведь только "калиф на час", пока дежурит? Ладно. Не покидая нашу прославленную 171 ОБПЛ, рассмотрим другой пример служебно-должностной дисгармонии.
... ЕСТЬ БРИГАДНАЯ гауптвахта, она выше по Колымской трассе, кажись на 9-м километре. И вот туда на дежурство в качестве начальников караула заступают офицеры-подводники. Один раз в жизни и мне выпало это "счастье", заниматься ненужной для моей специальности деятельностью. В принципе, ничего необычного нет в этом, что люди занимаются не своими делами. Но отсюда, наверное, и берут начало истоки всяких безобразий и нехороших происшествий на флоте.
Во всяком случае, вопрос спорный. Но я сейчас не об этом. Продолжаем нашу тему. Начальник гауптвахты (или "губы", "кичи" - так ее называют товарищи матросы) - прапорщик Кулиняк. И вот какой порядок там, а скорее, ритуал: каждое утро начальник караула, будь то лейтенант, или капитан-лейтенант - обязаны встретить товарища прапорщика и проорать в его честь магическое и торжественное слово-команду "Смир-р-р-на!!!" А потом чётко доложить ему, что "В отсутствие Его не случилось ничего". Такая вот интересная и даже забавная традиция, в тему нашего сюжета.
... А В ЭТОМ СЛУЧАЕ уже будет поинтересней. Есть один из базовых законов марксистско-ленинской философии: закон единства и борьбы противоположностей. К чему это я? А вот к чему. На той подводной лодке, куда я был прикомандирован в помощь командиру БЧ-5, этот закон проявился во всей красоте. Старпом там - только недавно назначенный на эту должность, старший лейтенант, из штурманов. А командир БЧ-5 там - бывалый капитан 3 ранга. Разные звания, разные сроки службы, разный боевой опыт у этих двух наших товарищей офицеров.
Где же тут единство и борьба противоположностей, спросит меня внимательный читатель? А вот оно где. Единство - они служат на одной лодке, в одном боевом коллективе, выполняют одну задачу. Борьба - никак они власть не поделят меж собой! Молодой старпом - начальник для бывалого командира БЧ-5. В его руках власть, а в страждущей душе - желание "нагнуть" непокорного и "много возомнившего о себе" механика.
А у командира БЧ-5 почти такое же желание, только противоположное: как следует "щёлкнуть по носу" молодого неоперившегося старпома, указать на "его место". И вообще, на корню пресечь его попытки сесть механику на голову.
Конфликт этот длился с момента встречи двух этих ярчайших личностей на борту подводной лодки, и я, прикомандировавшись к ним, стал не просто невольным свидетелем этой войны. Я невольно стал там кем-то вроде судьи, или точнее, "рефери" - тем самым названием как бы перевожу их конфликт-бытовуху из заурядной грызни в спортивную состязательную плоскость.
И вот я там служу в качестве КМГ. Как-то слышу - в центральном старпом кого-то "дрючит". Не так, чтобы сильно, молодой ещё пока, "без перьев", голос не крепкий, как-то неумело, не по-старпомовски поклёвывает оппонента. Слышу, в ответ механик возмущается. Ага, понятно, к кому наш старпом цепляется.
Механик, конечно же, не согласен со старпомовскими "наездами". Не помню, о чём они там базарили, но не суть важно. Механику совсем не нравится такое отношение, он цену себе знает. Выскочил из ЦП - и ко мне, я как раз в 4-м отсеке был, помогал электрику разобраться с какой-то там чепухой.
- Пойдём, - говорит, - к тебе в 6-й, поговорить надо. Достал этот выскочка-старпом, надо что-то с ним делать. Посоветуй, как его лучше на место поставить? Он ещё молокосос, такой-сякой, на меня, капитана 3 ранга, рычать пытается в ЦП! Совсем оборзел, нюх потерял!
Понимаю своего озабоченного начальника. Надо советовать что-то, гасить их конфликт. И авторитет командира БЧ-5 поддержать надо. Говорю ему:
- Как в следующий раз начнёт тебе старпом по ушам ездить в ЦП при скоплении народа, ты особо не гоношись. Лениво так повернись к нему в пол-оборота и процеди сквозь зубы: "Алексей Сергеевич (изм.), ваша мышиная возня вокруг моей персоны просто неактуальна".
- Как-как? А ну-ка, ещё скажи, - заинтересовался мой механик.
Я попросил его взять ручку и записать эту магическую фразу. А потом выучить, чтобы в "минуту испытаний" эта фраза как бы от зубов отскакивала. Так он всё и сделал, молодец, ответственный у меня начальник.
И вот через какое-то время опять в центральном посту завязалась свара. Всё те же действующие лица, что-то никак не поделят меж собой, опять, наверное, властью и авторитетом меряются. Я недалеко, я слышу (но не вижу). Кстати, ещё товарищ Ленин говорил, что основной вопрос революции - это вопрос о власти. Так что удивляться нам тут нечему.
Голос старпома звучит твёрже. Ух ты, удивительно, такая метаморфоза! (Это мы сейчас уже узнали, благодаря эксклюзивной информации, что старпом тренировался тайком, ораторское искусство изучал). Значит, в себя поверил старпом, вот опять механика громит. Ну и зеваки в ЦП, как всегда. Штурман на диванчике развалился, разве что без попкорна в руках. Матросы тоже уши навострили, за командира БЧ-5 почти все болеют.
И тут прорывается громкий и победный возглас командира БЧ-5:
- Алексей Сергеевич, ваша мышиная возня вокруг моей персоны просто неактуальна!
В центральном на мгновение стало тихо, как на кладбище. Все начали переваривать новый перл от механика. Первый опомнился штурман и громко заржал. Вроде бы смеялся, но скорее, всё-таки ржал, не просто громко, но и вызывающе. Штурман старый, такой же, как и механик, ему как бы можно искренние чувства проявлять. А потом смеялся уже весь ЦП, наверное, уже с реакции старого прожжённого штурмана.
Командир БЧ-5 примчался в 6-й отсек радостный, сияющий. Сообщил, что он только что посадил в лужу своего визави старпома. И что старпом сначала тупо молчал, а потом убежал к себе в каюту. Ну что, отличное начало. Я подумал тогда, что это и есть первый шаг к миру между нашими начальниками.
А потом меня отловил во 2-м отсеке уже старпом. Рядом никого не было, и Алексей Сергеевич доверительно попросил, чтобы я "поговорил со своим шефом", чтобы он не пререкался с ним в ЦП и не устраивал концерты. На это я заметил ему, что типа ты сам научись корректно вести себя в присутствии других лиц. И что механик старше по званию и возрасту, а ты, Алексей Сергеич - старше всего лишь только по должности. Поэтому бодайтесь один на один.
Я пытался убедить нашего молодого старпома, что такие вопросы надо обсуждать в рабочем порядке без свидетелей, и тогда не будет никаких "концертов" в ЦП. К чести Алексея Сергеевича, он прислушался к моему совету, и после этого никаких разборок на публике пока не наблюдалось. Мир и понимание на какое-то время были восстановлены.